NASCAR
Национальная Ассоциация гонок серийных автомобилей (National Association of Stock Car Auto Racing) образована в 1947 году в Соединенных Штатах Америки, первый чемпионат был проведен годом позже. Сейчас это самый популярный кольцевой чемпионат США. Ассоциация проводит более десятка различных серий. Из них три — общенациональные, самый престижный — Sprint Cup (спонсором является Sprint Nextel) проводится с 1949 года, второй дивизион — с 1982 г., третий — гонки на пикапах Cruftsman Truck Series, с 1992 г. Две серии проводятся за пределами США — в Мексике и Канаде.
Интерес к NASCAR в Европе и России сильно возрос, благодаря переходу Хуана-Пабло Монтойи из Формулы-1 в NASCAR в 2006 году.
История
NASCAR ведет свою историю с 1949г., когда Билл Франс-старший решил объединить проводившиеся на юго-востоке США полулюбительские гонки на серийных машинах в один чемпионат. Ни одна автоспортивная организация не взялась санкционировать это соревнование и Франс основал санкционирующую организацию сам. С 1949г. NASCAR проводит три чемпионата - Strictly Stock (строго серийные), Modified (модифицированные) и Convertible (открытые). Первоначально имел успех Modified, но постепенно на первые роли вышел Strictly Stock, про который говорили, что в нем участвуют те же машины, что и ездят по дорогам, и принять участие может любой желающий. Высокие призовые привлекали именитых пилотов, низкие затраты позволяли проявить себя новичкам. Хороший выбор трасс и разумная политика Ассоциации способствовали быстрому росту популярности. В 1959г. в календаре появился специально построенный для гонок NASCAR огромный автодром Daytona International Speedway, а проводившаяся на нем гонка Daytona 500 стала звездой чемпионата.
Постепено, однако, чемпионат отходил от своей философии участия чисто серийных машин - высокие скорости и асимметричные нагрузки требовали модификаций для повышения безопасности. Поначалу даже гонщики прорезали окно в днище, через которое можно было видеть наиболее нагруженное переднее левое колесо, чтобы вовремя заезжать на смену покрышек. В 1962г. в чемпионат пришли заводские команды, до этого поддерживавшие свои марки негласно, и началась гонка вооружений и роста скоростей. Прикрываясь определением "серийный автомобиль" компании Большой Тройки выпускали небольшие партии (в 1970г. для участия в гонках была необходима партия не менее 500 машин) машин оптимизированных для гонок. В начале 70-х на трассы вышли машины "воздушных войн", типа Plymouth Superbird, однако Ассоциация приняла меры к недопущению дальнейшей гонки технологий и ввела специальные ограничения для подобных машин. Последовавший вскоре после этого энергетический кризис 1973г. заставил автомбильные компании и вовсе уйти из чемпионата.
Параллельно с технологическим соревнованием компании старались привлекать на свою сторону и именитых гонщиков. Гонщики становились настоящими звездами, однако их попытки создать свою ассоциацию пилотов для борьбы за безопасность были резко пресечены Биллом Франсом-старшим - наиболее активные были отлучены от гонок, невзирая на фамилии, в т.ч. и сам Ричард Петти.
В 1981г. Ассоциация полностью сменила техническую политику и теперь на старт выходили силуэт-прототипы с трубчатой рамой и лишь внешне напоминавшие серийные машины. Технические новации все больше ограничивались, а с целью уравнять участников и в вопросах аэродинамики машины теряли даже внешнее сходство с дорожными собратьями.
В 1979г. впервые была показана в прямом эфире гонка НАСКАР - Дайтона 500 - и начался взлет популярности. Дополнительно задача облегчилась тем, что главный конкурент в автоспортивном мире Америки - CART - с 1996г. раскололся. В 1996г. рейтинги Дайтоны 500 обошли рейтинги Инди 500 и сейчас НАСКАР считается вторым по популярности соревнованием США, уступая лишь NFL, а самый популярный гонщик НАСКАР - Дейл Эрнхардт-младший - также является самым популярным спортсменом Америки.
Техника
Сток-кары носят имена серийных автомобилей, однако не похожи на них даже внешне. Регламент NASCAR по традиции держится в секрете, и его могут видеть лишь участники, но некоторые подробности все же известны. В основе лежит трубчатая стальная рама. Заводы (сейчас это — Dodge, Ford, Chevrolet и Toyota) поставляют командам только блоки цилиндров, капот и крышу — все остальное команды строят сами.
На всех сток-карах стоят V8 рабочим объёмом 5,87 л, конфигурация которых не меняется с 60-х годов прошлого века — используется чугунный блок цилиндров, нижний распредвал и карбюраторы. Коробка передач имеет четыре ступени, однако на овальных трассах передачи необходимо переключать лишь при заездах на пит-стопы и при движении под пейскаром. В 2007 году высший дивизион NASCAR начал переход на Автомобили Будущего (Car of Tomorrow). В 2007 году такие машины использовались только на коротких овалах (до 1,33мили), с 2008 года CoT используются на всех этапах.
На автомобилях Car of Tomorrow двигатели выполнены по еще более жестким спецификациям, с фиксированным расстоянием между цилиндрами, что делает их фактически одинаковыми. Однако отдача их осталась прежней — нижневальный бензиновый V8 объёмом 5,87 л мощностью около 770 л.с.. Кузов выше, шире и длиннее (база составляет 110 дюймов или 2794мм), спереди появился регулируемый сплиттер (на «классических» машинах передний бампер должен быть строго вертикальным), а сзади вместо огромного спойлера появилось антикрыло. Такая конфигурация дает участникам больший диапазон аэродинамических настроек, и должна компенсировать отказ от «специализированных» машин (сейчас команды строят три типа машин: для быстрых треков, медленных и трасс европейского типа). Кроме того, по расчетам организаторов, новая форма кузова позволит увеличить количество обгонов в гонках. Еще большее внимание было уделено безопасности, увеличены энергопоглощающие зоны, а гонщик сидит еще ближе к центру. С введением COT на полной основе в 2008 г. появилось ещё больше противников COT,конечно авария Майкла МакДауэла в Техасе 06.04.08 сняла все вопросы о том изменился ли уровень безопасности пилота в COT.Но в то же время проблемы с покрышками на Трассе Индианаполисе Мотор Спидвей приведшие к тому что ассоциация приняла решение выбрасывать технический жёлтый флаг каждые 15-18 кругов связаны именно со спецификой конструкции COT.Так же COT не смогли обеспечить одной из главных своих задач-сокращения расходов в связи с универсальностью шасси
Календарь НАСКАР
За год в чемпионате Sprint Cup проводится 36 регулярных зачётных этапов (все, за исключением этапов в Сономе и Уоткинс-Глен, на овалах).Так же в календаре присутствует 2 незачётные но весьма престижные гонки — Budweiser Shootout традиционно проводящийся на знаменитом треке Daytona International Speedway за неделю до 1-го этапа сезона в Budweiser Shootout принимают участие только обладатели поулов по итогами прошлого сезона а так же все победители Budweiser Shootout прошлых лет,2-й внезачётной гонкой является Sprint All-Star проводящаяся на треке Lowe’s Motor Speedway за неделю до самой длинной гонки сезона Coca-Cola 600 проводищейся на том же треке, в гонке Sprint All-Star стартуют все победители гонок прошлого сезона, все победители Sprint All-Star прошлых лет, а так же пилот победивший в голосовании зрителей. На многие трассы серия приезжает дважды в год — весной и осенью.
В календаре также присутствуют 4 «рестрикторные» гонки — гонки на высокоскоростных суперспидвеях Дайтона и Талладега, 1 гонка на трассе в Индианаполисе, 2 гонки на треугольном суперспидвее в Поконо, 6 гонок на 3 «шорт-треках» — Бристоль, Мартинсвилль, Ричмонд.
Очковая система
Нынешняя очковая система НАСКАР действует с 1975 г. с небольшими изменениями. Победитель получает 185 очков, За второе место дают 175 очков, далее, со второго по шестое с шагом в 5 очков, с седьмого по 11е — с шагом в 4 очка, и с 12 места с шагом в 3 очка, до последнего, 43го места, за которое дается 35 очков. Однако всего очки в зачет владельцев машин получают 54 участника — 11 невышедших на старт, но занявших в квалификации места с 44го по 54е получают от 32 до 3 очков. Кроме того, дополнительно даются 5 очков каждому кто смог пролидировать хоть один круг, а также 5 очков тому, кто пролидировал больше всех.
В 2004 г. в Кубке введена система «плей-офф» — Погоня за Кубком. За десять гонок до конца сезона десять (с 2007 г. — 12) лучших пилотов на текущий момент получают по 5000 очков взамен своих прежних результатов, и дополнительно по 10 очков за каждую победу, одержанную в предыдущей части сезона. В оставшихся 10 гонках все пилоты по прежнему получают очки, но бороться за титул может только первая дюжина.