24 часа Ле-Мана

http://s56.radikal.ru/i152/0905/73/f290ecdadbd1.jpg

24 часа Ле-Мана (фр. 24 Heures du Mans) — наиболее знаменитая автомобильная гонка на выносливость, проходящая ежегодно недалеко от французского города Ле-Ман. Организатором соревнования выступает Западный Автоспортивный Клуб Франции (фр. Automobile Club de l'Ouest, ACO). Первая гонка состоялась 26—27 мая 1923 года, в дальнейшем соревнования проходили в июне (за исключением 1968 г., когда из-за студенческой революции были перенесены на сентябрь). Гонка не проводилась в 1936 (из-за всеобщей забастовки) и 1940—1948 гг (по причине Второй мировой войны).

Соревнования проходят на трассе Сарте (фр. Circuit de la Sarthe), длина которой в настоящее время составляет 13 650 м (8,482 мили). Бо́льшая часть дистанции проложена по обычным дорогам (в т. ч. прямая Мюльсанн), в остальное время года используемым для передвижения транспорта; некоторые участки были построены специально.

В гонке участвует около 50 машин, стартующих одновременно. Победителем объявляется экипаж, машина которого прошла за 24 часа наибольшее расстояние.

http://s54.radikal.ru/i146/0905/2d/97af6f809a09.jpg

Цель

В то время, когда гонки Гран-при происходили по всей Европе, Ле-Ман задумывался как своеобразное испытание для автоспорта. Целью производителей должно было стать производство не наиболее быстрых, а надёжных машин. Кроме того, такое испытание способствовало развитию топливосберегающих технологий.

Гонка

Автомобили

Гонка состоит обычно из 50 участников (в 2008 — 55). В каждом болиде должно быть не менее двух мест, хотя в последние годы эта возможность не используется. Допускается наличие не более двух дверей; на открытых болидах двери не требуются.

Гонка проходит одновременно во всех классах. Результаты гонки определяются как в абсолютном зачёте, так и в каждом классе отдельно.

Состав классов изменялся за годы существования гонки, в настоящее время существуют четыре класса. Ле-Мановские спорт-прототипы (фр. Le Mans Prototypes, LMP) — LMP1 и LMP2, различные по скорости, весу и мощности. Следующие два класса — Гранд-Туризмо (фр. Grand tourer, GT), также разделённые по скорости, весу и мощности на GT1 и GT2. Хотя вероятность победить выше всех у машин класса LMP1, бывало, что представители более слабых классов побеждали благодаря более высокой надёжности.

Следует отметить, что правила определения классов, используемые Западным Автоспортивным клубом Франции, отличаются от аналогичных, установленных FIA, хотя и не всегда.

Пилоты

Первоначально не было никаких правил о числе пилотов в автомобиле и о том, как долго они могут вести машину. Хотя в первые десятилетия почти все команды использовали двух пилотов, некоторые водители Ле-Мана — например, Пьер Левег — попытались участвовать в гонке в одиночку, надеясь сэкономить время на смене пилота, однако после того как в 1953 Пьер Левег заснул за рулем после 22 часов гонки, это было запрещено. Вплоть до 1980-х существовали команды с двумя пилотами, но к концу десятилетия в правилах было закреплено, что необходимо, по крайней мере, три пилота.

К 1990-м, из-за скоростей автомобилей и физического и умственного напряжения, в правила были введены положения, которые должны были способствовать повышению безопасности пилотов. Так, пилот не мог находиться на трассе более четырёх часов подряд, а в общей сложности в течение всей гонки — более четырнадцати часов. Это уменьшило уставание пилотов в течение гонок.

http://s47.radikal.ru/i116/0905/c5/34bad4d5c3c7.jpg

Правила и традиции

Хотя 24 часа Ле-Мана были частью Мирового Чемпионата Спорткаров (World Sportscar Championship), марафон имел правила, отличные от используемых в остальных случаях, отчасти из-за длины трассы. Некоторые правила отличались из соображений безопасности, другие — с учётом особенностей соревнования.

В течение многих десятилетий экипаж был обязан проехать не менее часа в гонке, прежде чем им позволялось дозаправить автомобиль техническими жидкостями (типа масла или охлаждающей жидкости) за исключением топлива. Это было попыткой ACO повысить эффективность и надёжность. Автомобили, которые не могли продержаться первый час без дозаправки жидкостей, дисквалифицировались.

Другое правило, которое долго было уникальным для Ле-Мана, — требование остановки двигателя перед дозаправкой в боксах. Это требование основывается не только на соображениях пожаробезопасности, но также способствует повышению надёжности автомобиля, т. к. таким образом проверяется способность повторно многократно запускать двигатель в течение гонки. Другой элемент этого правила —что механикам не позволяют воздействовать на автомобиль или сменять комплект шин в то время, как происходит заправка топливом. Это способствует ускорению длинных пит-стопов, т. к. команды вынуждены искать более быстрые пути проведения данной процедуры. В качестве исключения к этому правилу, пилотам разрешают выйти из автомобиля и замениться в течение дозаправки.

В Ле-Мане есть различные традиции, установившиеся за прошедшие годы. Одна из самых давних — размахивание французским триколором в качестве сигнала к началу гонки. Обычно это сопровождается воздушным шоу реактивных самолётов, несущих красный, белый и синий дым. Подобная традиция есть и относительно других флагов — размахивание флагами безопасности в течение заключительных кругов гонки маршалами в качестве поздравления победителей и других финишировавших.

Именно на гонке 24 часа Ле-Мана было положено начало такой традиции как душ из шампанского. В 1967 24 часа Ле-Манa Дэн Герни и A. J. Foyt выиграли гонку за рулем нового Ford GT40. Когда Герни получил на подиуме бутылку шампанского, то увидел внизу главного администратора Форда Генри Форда II, владельца команды Кэрролла Шелби и их жён, а также нескольких журналистов, которые ранее предсказали провал для высококлассного дуэта. Герни встряхнул бутылку и облил всех поблизости, установив таким образом традицию, которая воспроизводится во всём мире уже более 40 лет.

История

Квалификация

Гонка обычно проходит во второй уикэнд июня. Квалификация и практика проходят в среду и четверг перед гонкой, после прохождения автомобилями технического осмотра в понедельник и вторник.

Квалификация состоит из двух частей, проводимых, соответственно, в среду и в четверг, и каждая из которых состоит из двух 2-часовых заездов; второй заезд проводится в тёмное время суток. Расстановка на старте осуществляется по итогам лучшего результата всей квалификации.

Пятница отведена под день отдыха, в этот день проходит парад, в ходе которого все водители проезжают через центр города Ле-Мана. Для механиков пятница — это время напряжённой работы с автомобилями, в т. ч. восстановление разбитых в ходе квалификации машин.

Старт гонки

Трасса

Самая известная часть трассы в Ле-Мане — это длинная прямая, часть дороги Route Nationale 138, известная как Ligne Droite des Hunaudières, или на английский манер — Mulsanne Straight.

В первоначальной конфигурации длина прямой составляла пять с половиной километров, но в 1990 году она была разделена двумя шиканами для снижения скорости. Это и не удивительно, так как машины группы С развивали на ней скорости, вплотную приближавшиеся к 400 км/ч, например, в 1988 году автомобиль WM P87 показал скорость 405 км/ч. Правда, гонщики остались недовольны изменениями — теперь вместо отдыха при движении по прямой им приходится за всю дистанцию гонки делать на 3000 переключений передач больше.

http://i026.radikal.ru/0905/f2/4548a25aed6d.jpg

Производители

Самой успешной маркой в истории Ле-Мана является Porsche. Немецкие машины побеждали здесь 16 раз, включая серию из семи побед подряд — с 1981 по 1987 год. Следом за Porsche идёт Ferrari с девятью триумфами. Итальянцы также могут похвастать продолжительной победной серией (1960-1965 гг.). Самой захватывающей дуэлью тех времён было противостояние Ford и Ferrari. Единственной японской компанией, которая может похвастать победой в 24-часовой гонке, является Mazda, её успех датируется 1991 годом. Совсем немного не хватило Toyota для достижения подобного успеха. Технические проблемы, возникшие в последний час гонки 1999 года (взрыв задней левой покрышки) отбросили прототип из Японии на второе место.

В последнее время наблюдается доминирование Audi. Спортпрототип R8 LMP приходил к финишу первым в пяти из последних шести гонок. В 2006 году в соревновании впервые победил автомобиль, оснащённый дизельным двигателем. Экипаж команды Audi Sport Team Joest в составе Франка Билы, Эмануэле Пирро и Марко Вернера захватил лидерство на третьем часу гонки и не упускал его уже до самого финиша. Audi R10 на финише опередила ближайших соперников на четыре круга.

Аварии

В истории самой знаменитой гонки были и чёрные страницы. Леденящая душу авария в 1955 году привела к тому, что Mercedes-Benz прекратил участие в автоспортивных соревнованиях до 1987 года. Пьер Левег на машине 300 SLR на полном ходу врезался в трибуну возле пит-лейна после контакта с Austin-Healey и разбился вдребезги — двигатель и другие детали полетели прямо в болельщиков. Погибли 83 зрителя и сам Пьер Левeг, управлявший автомобилем Mercedes 300 SLR.

Гонка была продолжена, чтобы зрители не покидали трибуны и не занимали подъездные дороги, которые надо было оставить свободными для подъезда машин скорой помощи. Ночью с дистанции были сняты оставшиеся машины Mercedes-Benz. Эта ужасная авария до сих пор считается самой страшной катастрофой на автогонках. Главным судьей тогда был 82-летний Шарль Фару, основатель «Ле-Мана». Невозможно себе даже представить, что чувствовал этот человек, когда на закате его жизни (1873—1957 гг.) на гонках, рождённых им, произошла такая трагедия.

После Ле-Мана-1955 были отменены многие другие соревнования, в том числе Гран-при Германии и Швейцарии. В Швейцарии долгое время действовал запрет на проведение в этой стране кольцевых автомобильных гонок. Как уже было сказано, команда Mercedes-Benz после катастрофы отказалась от участия и выбыла из борьбы. И потом ещё много лет эта фирма не считала для себя возможным присутствовать на гонках, и не только в Ле-Мане.

С именем Mercedes-Benz связана ещё одна неприятная история. Прототипы CLR в 1999 году столкнулись со странными аэродинамическими проблемами — болид в буквальном смысле взлетел вверх и совершил сальто. Проблема была в исчезновении прижимающего машину граунд-эффекта, когда та шла по неровной трассе. Внесённые изменения в аэродинамическую модификацию не дали результата — машина вновь взлетела в воздух. Естественно, в гонке она участия уже не принимала. Две оставшиеся машины были немного другой конструкции, поэтому руководство спортивного отдела DaimlerChrysler решило выпустить их на старт гонки. В результате ещё один болид немецкой компании «отправился в полёт» на одном из скоростных участков трассы и, перевернувшись в воздухе, приземлился в близлежащем лесу, примыкавшем к участку автодрома. Третий штуттгартский болид был немедленно снят с дистанции.

http://s43.radikal.ru/i102/0905/a0/78d20b5e81c0.jpg