FIA GT
История
В 1997г. ФИА, в ответ на рост интереса к гонкам ГТ со стороны производителей, таких как Мерседес-Бенц, Порше, Паноз, взяла под свой контроль набирающую популярность Серию BPR Global GT, ограничив длину гонок в 500км (вместо прежних 4х часов), выпустив новый, более либеральный технический регламент и передав коммерческие вопросы в руки одного из основателей BPR Global GT, Стефана Рателя, получившего поддержку со стороны европейского кабельного канала Евроспорт. Новые производители строили омологационные партии в 25 машин, чтобы в полной мере пользоваться новыми правилами, допускающими фактически спорт-прототипы. Chrysler, Lister и Marcos, не желавшие втягиваться в новую гонку расходов, перешли в низший класс GT2. Это оказалось мудрым решением, ибо Мерседес полностью доминировал в старшей категории, так что остальные участники после бесперспективной двухлетней борьбы с заводскими Mercedes-Benz CLK-DTM, покинули класс GT1, упразднённый в 1999г. В оставшейся младшей категории GT2 доминировал Chrysler Viper, изредка встречая конкуренцию со стороны стареющих Porsche 993 GT2 и Lister Storm.
С тем чтобы дать возможность участия для менее подготовленных пилотов была учреждена категория N-GT. Если в старшем классе было представлено несколько марок, то в младшей выступали практически одни Ferrari и Porsche, однако эксплуатационные расходы были низки и это привлекало участников. Для повышения статуса чемпионата SRO добавила в календарь гонку 24 часа Спа, где прежде участвовали кузовные машины. Также FIA запретила участие заводских команд, хотя некоторые команды пользовались у своих производителей преференциями, особенно в стане команд Porsche.
После 2004г. FIA изменила названия классов с GT и N-GT на GT1 и GT2 соответственно, а также несколько либерализовала технический регламент, допустив центрально-моторные суперкары. Хотя это было сделано с расчетом на участие машин Saleen S7, но наибольшую выгоду извлек Maserati MC12, полу-прототип созданный на базе Феррари Энцо, так что FIA была вынуждена ограничить аэродинамику этих машин. В итоге система весовых балластов более-менее уравняла участников, сделав борьбу более плотной и позволяя джентльмен-драйверам навязывать борьбу более опытным и профессиональным коллегам, среди которых были и гонщики Ф1.
Регламент
Техника
В чемпионат допускаются три класса автомобилей, две основных - GT1 и GT2, а также G2 для машин омологированных в национальных чемпионатах, но не прошедших омологацию FIA. Машины строятся на базе омологационных партий, подтверждающих, что автомобиль серийный.
Машины GT1 являются наиболее мощными и технически сложными. Омологационные партии не столь велики - сначала это было 25 машин, затем 50 - а объем переделок очень велик. Двигатель создаётся на основе серийного блока цилиндров, но вспомогательные системы могут подвергаться полной замене, трансмиссия совершенно новая, в т.ч. по причине запрета автоматических и полуавтоматических (секвентальных) КПП, а также полного привода. Новой должна являться и подвеска, приближенная к чисто гоночным образцам. Серьёзным изменениям подвергается и кузов - материалы заменяются на пластик, в ряде случаев изготавливаются новые кузовные детали, объединяющие несколько деталей, например, капот. Аэродинамика включает передний сплиттер, плоское днище с диффузором и заднее стандартное крыло. В кабине устанавливается омологированная капсула безопасности. Кроме того, машины оснащены стандартным гоночным оборудованием - системой заправки топливом и пневматическими домкратами, поднимающими машину на пит-стопе (домкраты работают от внешнего источника - на пит-стопе механик подсоединяет машину к компрессору и тот создает давление в домкратах).
Минимальная масса машин GT1 определяется в 1100кг, за успешные выступления экипаж получает весовые гандикапы, уравнивающие его возможности с менее успешными машинами, давая им шанс проявить себя. Мощность двигателей достигает 575-630 л.с. Используются или использовались машины типов:
Ferrari 550/575
Aston-Martin DBR9
Chevrolet Corvette C5/C6R
Lamborghini Murcielago R-GT
Maserati MC12
Saleen S7R
Chrysler Viper
Машины GT2 менее сложны и больше приближены к своим дорожным собратьям, объем переделок в них значительно меньше (хотя участники и отмечают, что объем электроники превосходит таковой на спортпрототипах недавнего прошлого). Также машины GT2 обычно несколько меньше машин старшей категории, имеют двигатели меньшего объема. Мощность обычно на уровне 450-520 л.с., масса 1150кг. Используются или использовались машины следующих типов:
Ferrari F430GT
Ferrari F360GT
Porsche Carrera (993, 997, 998 модификаций GT3)
Spyker C8/C8 Laviolette
Chrysler Viper
Aston Martin Vantage
Кроме FIA GT машины категорий GT1/GT2 допускаются и во множество других гонок на выносливость. ACO допускает их в гонки Серии Ле-Ман и 24 часа Ле-Мана, но не допускает туда автомобили Maserati MC12. IMSA допускает эти машины в гонки Американской серии Ле-Ман, но оставляет за собой право изменять рестрикторы и балласт отдельных машин с целью уравнивания шансов участников. Также эти категории допускаются в различные национальные чемпионаты GT - итальянский, французский, бельгийский, английский.
Гонки
Чемпионат FIA GT изначально являлся гонками на выносливость - продолжительность его гонок достигала 3 часов (или 500км), что впрочем было меньше, чем у предшествующей серии BPR Global GT - 4 часа. Особняком стояла гонка 24 часа Спа. При этом чемпионат проводил свои гонки совместно с ETCC (затем WTCC) и освещался одним каналом - Eurosport. Однако по завершении сезона 2005г. Евроспорт потребовал сокращения длины гонок до 2х часов, на что Ратель не согласился и чемпионаты разошлись в расписании. Впрочем, уже через год, в сезоне 2007г. SRO самостоятельно уменьшила длину гонок до 2х часов, в интересах телевидения, в сезоне 2008г. гонка в Бухаресте была проведена двумя отрезками по 1 часу каждый, а на сезон 2009г. все этапы запланированы с двумя 1-часовыми гонками. Также с 2007г. этап в Адрии проводится в вечернее время, на частично освещённой трассе с применением включённых фар.
Очковая система 8-местная, подобно большинству серий ФИА - 10-8-6-5-4-3-2-1. В гонке в Бухаресте 2008г. при использовании системы 2х 1-часовых заездов в каждом начислялась половина очков. В гонке 24 часа Спа очки начисляются трижды - по половине обычного очкового запаса по истечении 6 и 12 часов гонки, а также полный набор очков на финише, таком образом максимально можно заработать 20 очков.
Машинами управляют экипажи из 2х человек, с 2007г. экипажи должны совершить две обязательных остановки в боксах, в том числе, для замены водителя (не меньше 1 раза). При формате одно-часовых заездов замена должна производиться один раз. На гонке 24 часа Спа в экипаже могут состоять и 3, и 4 гонщика, нередко основной экипаж приглашает не задействованных в основном чемпионате гонщиков..
Старт гонок осуществляется сходу, финиш дается по временной отсечке, после завершения лидером круга на котором он находился в момент истечения времени гонки. Все классы - GT1, GT2 и G2 - выступают совместно, но имеют отдельный зачет. Всего на старт выходит до трех и более десятков машин, а на суточную гонку в Спа заявляются и отдельные экипажи, не выступающие в чемпионате на полном расписании.
Чемпионы