Ле-Ман: Дубль команды Peugeot
14.06.2009
Заводская команда Audi проиграла «24 часа Ле-Мана». C третьей попытки легендарный суточный марафон покорил французский коллектив Peugeot. Победителями стали экс-пилоты Формулы-1 Дэвид Брэбем, Марк Жене и Александр Вурц.
Последний раз марка Peugeot первенствовала в Ле-Мане в 1993 году и, кстати, тогда в составе победившего экипажа ехал Джефф Брэбем, старший брат Дэвида.
Автомобили Audi выигрывали «Ле-Ман» восемь раз за предыдущие девять лет. В 2000-2002 и 2004 годах побеждал бензиновый прототип R8, а в 2006-2008 гг. – турбодизель R10 TDI.
В 2007-м у Audi появился достойный соперник – команда Peugeot построила тоже турбодизельный автомобиль 908 HDI FAP. Французский прототип при том же объёме мотора (5,5 л) был мощнее и быстрее немецкого спайдера, но дважды проигрывал «Ле-Ман», поскольку ему не хватало надёжности, а команде опыта.
В 2008 году «Четырём кольцам» уже пришлось непросто – прототипы Peugeot 908 «привозили» машинам Audi до 5,5 секунд на круге, выиграть немцам помогли ошибки соперников и пошедший дождь, вынудивший сбавить скорости.
В Ингольштадте сделали выводы и к 2009-му построили новый прототип – R15 TDI. Он оказался уже сопоставим по скорости с Peugeot, что подтвердила мартовская победа над «Французскими львами» в американской гонке «12 часов Себринга».
Однако в «Ле-Мане`2009» команды как будто поменялись местами – Audi преследовали поломки и ошибки, а машины Peugeot, за исключением нескольких эпизодов, с самого начала возглавив гонку, уверенно поехали к финишу.
Уже через десять минут после старта Александр Према вылетел и уткнулся носовым обтекателем своего прототипа R15 TDI в барьер безопасности. Автомобиль вернули на трассу при помощи трактора, но вместе со временем на ремонт было потеряно семь минут.
Через полчаса конфуз случился в стане Peugeot, но эта неприятность стала, пожалуй, единственной серьёзной проблемой у французов. На 38-й минуте столкнулись два гонщика на Peugeot 908 - Педро Лами из заводской команды и Жан-Кристоф Буйон (Jean-Christophe Boullion), пилот частного коллектива Pescarolo. Машину Буйона закатили для замены носового обтекателя, а Лами всё же выехал на трассу. Оказалось, что на машине португальца пробито левое заднее колесо, и гонщику пришлось целый круг возвращаться в боксы. Разорванная покрышка, вращаясь, разнесла кузовные панели и повредила некоторые узлы подвески. На устранение последствий механики потратили более двадцати минут, что вывело экипаж Педро Лами, Николя Минассяна и Кристиана Клина из лидирующей группы.
Со старта заезд возглавлял автомобиль Peugeot под управлением Себастьена Бурдэ, Франка Монтаньи и Стефана Сарразена. Но на шестом часу им пришлось уступить первое место, поскольку их прототипу понадобился экспресс-ремонт задней подвески. Экипаж откатился на третью позицию, но потом смог обогнать Audi и вышел на второе место, на котором и закончил гонку.
Более двух третей марафона прототип Audi R15 Томаса Кристенсена, Ринальдо Капелло и Алана МакНиша был единственным соперником Peugeot, хотя отставание составляло уже больше круга. Два других автомобиля R15 TDI выбыли из борьбы. Одну машину разбил Лукас Лур, а на другой возникли проблемы с мотором, на устранение которых потребовалось два часа.
На предпоследнем часу гонки поломка произошла и на лучшем прототипе R15. На машине упала мощность мотора. Это попытались исправить сменой рулевого колеса, но через круг пришлось менять всю панель управления, а заодно и элементы задней подвески. Это отбросило Audi ещё на шесть кругов.
Помимо заводской команды Peugeot в этом году прототип 908 HDI FAP выставляла частная команда Pescarolo. Её экипаж долгое время ехал среди лидеров, но гонка для этой машины закончилась ужасной аварией. За рулём машины находился Бенуа Трелуйе, когда она вылетела на высокой скорости и врезалась в барьер безопасности. Автомобиль был так сильно повреждён, что гонщика долгое время не могли извлечь из кокпита, а самому Трелуйе понадобилась медицинская помощь, которую ему оказывали прямо на месте аварии.
Несмотря на то, что организаторы попытались в этом году сделать турбодизели медленнее (на 10 % была снижена мощность, на 30 кг увеличена масса), бензиновые машины всё равно не смогли составить серьёзной конкуренции.
Быстрейшим бензиновым прототипом стал автомобиль Lola Aston Martin, но лучшему времени Peugeot на круге он проиграл пять секунд.
В категории LM P2 впереди остальных всю гонку ехали два автомобиля Porsche RS Spyder – датской команды Team Essex и японской Team Goh. На 23-м часу заезда автомобиль японцев был разбит. В победившем экипаже выступали Каспер Элгаард, Кристиан Поулсен и Эммануэль Коллар.
В категории LM GT1 свой последний «Ле-Ман» проводила команда Corvette, которая уходит в LM GT2. С переходом коллектива Aston Martin в LM P1, у американцев не осталось сильных конкурентом. Первым финишировал автомобиль Джонни О`Коннелла, Яна Магнуссена и Антонио Гарсии.
Гонка в LM GT2 была интересна в плане сражения автомобиле Porsche 997 и Ferrari F430. Немецкие машины захватили лидерство в начале заезда, но позже пять экипажей столкнулись с проблемами. Победило трио коллектива Risi Competizione в составе Жаиме Мелу, Пьерра Каффера и Мики Сало.
За британскую команду Team Modena выступил россиянин Роман Русинов. Русинов, Пьерр Эхрет и Лео Мэнселл, сын чемпиона Ф-1 1992 года Найджела Мэнселла, привели свою Ferrari F430 к финишу на 27-м месте в абсолюте и на 7-м в своём классе.
«24 часа Ле-Мана» 2009 года в последний раз проводились по действующему техническому регламенту. Со следующего года начинают действовать другие технические требования. Изменения коснутся как прототипов, так и автомобилей GT.
Ист.- к