"24 часа Ле-Мана": Сутки до старта
12.06.2009
Все готово к старту самого известного и престижного гоночного марафона наших дней – «24 часа Ле-Мана». Участники готовились 364 дня, чтобы на протяжении одних суток показать все, на что способны они сами и их техника. Место действия неизменно с самого 1923 года – это кольцо, проложенное по обычным городам к югу од городка Ле-Ман в центральной Франции. Лишь небольшой отрезок трассы длиной 13629 метров построен искусственно – а большая часть остается неизменной уже много десятилетий и помнит славные традиции знаменитой гонки.
77-е издание «Ле-Мана» обещает быть весьма любопытным. Безусловно, у каждой команды здесь собственные цели и задачи, но главное внимание будет приковано к спору за победу в общем зачете. Здесь есть два главных соперника (каждый с собственным «оруженосцем»), и вдобавок третья сила. Главные претенденты на вершину подиума – это заводские коллективы Audi и Peugeot.
Именно они отчаянно сражались на своих турбодизельных машинах на протяжении двух последних лет. Новый поединок обещает быть не менее принципиальным – недаром на алтарь победы брошены все возможные силы и средства. Немцы, которые царствуют в Ле-Мане с начала десятилетия, дебютируют на кольце Сартэ с наследницей славных баркетт R8 и R10 – новой моделью R15.
На тестах машина показала себя очень здорово, но единственным настоящим испытанием для «пятнашки» стала мартовская гонка «12 часов Себринга», которую уверенно выиграл первый экипаж «Четырех колец» - британец Алан Мак-Ниш (Allan McNish), датчанин Том Кристенсен (Tom Kristensen) и итальянец Рейнальдо Капелло (Reinaldo Capello; на фото - слева направо). На всех у трех этих гонщиков уже 13 побед в Ле-Мане – и именно они выглядят главными претендентами на улучшение этой статистики по итогам марафона 2009 года. Впрочем, у Audi есть и еще два не менее опытных трио.
Немало звезд и в составе Peugeot. Два последних года «Львы» были быстрее, но проигрывали марафон. В дебютном 2007-м машинам не хватило надежности, годом позже в закрытых кабинах начали резко запотевать стекла в условиях дождя. Теперь французы учли уже кажется все, что можно – а для лучшей подготовки выиграли недавно 1000-километровые соревнования в Спа. Силы всех трех экипажей на «девятьсот восьмых» выглядят совершенно равными.
Помимо заводских, турбодизельные машины едут и в двух частных командах. Но если компания Peugeot предоставила один автомобиль сильной команде Анри Пескароло (Henry Pescarolo), то у Audi «вторым номером» играет команда небезызвестного Колина Колеса (Colin Kolles), которая звезд с неба явно не хватает, да еще и выступает на старых R10.
Объем двигателя у машин класса LMP1 ограничен 5,5 литрами вне зависимости от того. бензиновый это «атмосферник» или турбодизель. Но на трассе угнаться за автомобилями, работающими на солярке, никому не удается с самого момента их появления в Ле-Мане. И даже сейчас, когда по требованию правил на Audi и Peugeot уменьшили диаметр рестриктора воздухозаборника, увеличили вес и провели еще несколько операций, призванных снизить скорость, картина остается неизменной.
Единственная надежда поклонников бензиновой классики – перебравшаяся в LMP1 из Гран Туризмо команда Aston Martin (на снимке справа). Однако ее подготовка к «Ле-Ману» оказалась смазана из-за нескольких аварий: сначала бирюзовую машину, построенную на базе шасси Lola, расколотил на Поль-Рикаре Томаш Энге (Tomas Enge), потом в аварию в Монце угодил Йос Ферстаппен (Jos Verstappen). Но даже если Aston Martin и не сможет догнать Peugeot и Audi, то лучшим в условном «бензиновом» зачете один из экипажей команды станет наверняка. Всего же в LMP1 стартует наибольшее число машин среди всех четырех категорий – 21, из них девять дизельных.
В зачете LMP2 традиционна важна надежность – многочисленные баркетты, построенные или доработанные небольшими командами, чаще остальной техники выбывают из борьбы из-за поломок. Единственное исключение – успешно обкатанные в американской серии ALMS спорткары Porsche RS Spyder. Именно такой привез свой экипаж на вершину подиума год назад – потому располагающие Спайдерами команды Team Goh и Team Essex (на фото слева) выглядят главными претендентами на победу.
В GT1 на старт выйдет лишь шесть машин. Седьмая – российского коллектива IPB Spartak – могла бы составить им компанию, но руководители команды решили иначе. Две трети класса едет на Корветах. Японская Lamborghini явно «не при делах», а вот экипаж на Aston Martin DBR9 вполне может поспорить с «частниками» команды Люка Альфана. Впрочем, тягаться с заводской командой Chevrolet не под силу ни тем, ни другим.
Наконец, класс GT2 вновь станет ареной противостояния Porsche и Ferrari. Год назад сильнейшими в Ле-Мане стали пилоты на итальянской машине – возможно и поэтому в этот раз на старте будет сразу десять машин из Маранелло против пяти – из Цуффенхаузена. На Ferrari (на фото справа) поедет и единственный российский участник нынешнего марафона – Роман Русинов. По словам 29-летнего москвича, он надеется подняться после финиша на подиум.
Но для этого надо для начала продержаться на трассе все 24 часа. Собственно, именно этим и будут заниматься все 55 экипажей, стартовав в субботу в 17:00 по московскому времени. А победители 77-го по счету марафона в Ле-Мане станут известны спустя ровно сутки.
Иcт.- к