Португальская премьера
В Порту состоялся долгожданный дебют в WTCC автомобиля "Лада Приора" и известного британца Джеймса Томпсона за его рулём.
Первоначально дебют нового гоночного автомобиля "Лада Приора" должен был состояться раньше, но в итоге было решено перенести премьеру на португальский этап чемпионата мира по кузовным гонкам. Причём до отправки в Порту машина прошла всего одну короткую тестовую сессию – новобранец российской команды, знаменитый британский гонщик Джеймс Томпсон, обкатал "Приору" в бельгийском Зольдере. После первой "пробы руля" бронзовый призёр WTCC 2007 года в целом остался доволен новой машиной, хотя и признал, что предстоит ещё проделать огромный объём работы по доводке автомобиля – особенно это касается его двигателя.
Журналистам же "Ладу Приору" и нового заводского гонщика АвтоВАЗа представили несколько дней спустя в паддоке городской трассы "Боавишта" в Порту – всего за пару часов до начала первой тренировочной сессии седьмого этапа WTCC. Стоит отметить, что пока новинку от предыдущей модели "Лада 110", которая выступает в мировом туринге уже второй год, отличает только кузов и, как следствие, улучшенная аэродинамика. Построена же "Приора" на базе "десятки", а под капотом у неё стоит тот же четырёхцилиндровый 16-клапанный двигатель "Опель".
Впрочем, по словам руководителя команды Виктора Шаповалова, уже к немецкому этапу в Ошерслебене машину ждут ряд усовершенствований – в частности, это касается конструкции передней подвески. "У нас есть чёткий план, в соответствии с которым мы будем проводить доводку автомобиля", — отметил Шаповалов.
Кстати, Виктор, до приглашения в команду Томпсона сам выступавший на этапах мирового туринга, снова вернётся за руль гоночной машины в Ошерслебене – Джеймс вынужден будет пропустить немецкий этап, так как он совпадает по срокам с гонками британского первенства BTCC, где он также выступает в этом году. Зато во всех остальных оставшихся этапах WTCC 35-летний англичанин будет защищать цвет АвтоВАЗа.
Там же, в Ошерслебене, должен состояться полный переход российской команды с "десяток" на новые "Приоры". К этапу в Португалии успели подготовить только одну такую машину, которая и была доверена опытному Томпсону, тогда как два других пилота волжского автозавода – Яп ван Лаген и Кирилл Ладыгин – по-прежнему выступали за рулём старых автомобилей. Голландец и россиянин проедут на них следующий этап в британском Брэндс-Хэтче, но уже в Германии должны будут получить в своё распоряжение новые машины.
В пятницу перед началом первой тренировочной сессии в Порту у боксов российской команды наблюдалось небывалое оживление. Едва ли не все обитатели паддока пришли посмотреть на первый официальный выезд нового тольяттинского автомобиля. Своим вниманием это событие почтил даже босс WTCC Марчелло Лотти. Увы, как это часто и бывает с новыми машинами, не обошлось без трудностей. Уже после первого круга Томпсон вернулся в боксы – обнаружились проблемы с приводом. По словам инженеров, в неисправности оказались виноваты английские поставщики деталей. Как бы то ни было, но из-за этих проблем в пятницу Томпсон сумел проехать всего два медленных круга.
К счастью, к субботним заездам эти проблемы были устранены и уже не повторялись. Однако нехватка наката и внушительный весовой балласт (по правилам чемпионата новая машина, омологированная в середине сезона, получила аж 60 кг гандикапа) дали о себе знать – в утренней субботней практике Томпсон сумел показать только предпоследний результат, уступив лучшему времени более пяти секунд.
В квалификации британец сумел улучшить своё время почти на полторы секунды, но всё равно оказался лишь 22-м, опередив только Кирилла Ладыгина и местного пилота Диего Пуйо на "частном" "Сеате". Лучшим же из тольяттинской команды оказался Яп ван Лаген, показавший 18-й результат. Голландец на "десятке" проехал круг по трассе "Боавишта" почти на две секунды быстрее тяжёлой "Приоры" Томпсона.
А через пару часов после окончания квалификации Джеймса ждало ещё одно разочарование: на технической проверке выяснилось, что дорожный просвет его машины на три миллиметра меньше допустимой нормы. В итоге судьи аннулировали времена всех кругов британца и отправили его в конец стартовой решётки.
В гонках "Приоре" также явно не хватало скорости, но главное, что Томпсон, благополучно избежав ошибок на коварной узкой городской трассе, сумел выполнить основную задачу на этот этап – добраться до финиша в обоих заездах. В первой гонке Джеймс финишировал 18-м, а во второй получил отмашку клетчатым флагом на 15-м месте, сумев оба раза оставить позади себя Кирилла Ладыгина. Россиянин проводит свой первый сезон на международной арене, а поэтому вынужден на ходу приспосабливаться к новым для себя трассам. Однако уже сейчас Кирилл демонстрирует весьма неплохой потенциал: по словам инженеров, на некоторых трассах данные его телеметрии по отдельным участкам даже лучше, чем у куда более опытного ван Лагена.
Кстати, голландец стал одним из главных неудачников португальского этапа – уже на старте первой гонки он столкнулся с испанцем Серхио Эрнандесом, после чего машина оказалась настолько повреждена, что восстановить её ко второму заезду уже не представлялось возможным.
Что же касается дебюта "Приоры", то им в команде остались вполне довольны. "Мы выполнили все поставленные задачи на этот этап, — сказал после финиша Томпсон. — Нашей главной целью было завершить обе гонки, чтобы собрать максимальный объём информации, и нам это удалось. По ходу всего этого уик-энда нам удавалось улучшать поведение машины, и теперь мы должны продолжать работу в этом направлении и шаг за шагом совершенствовать наш автомобиль. Самое главное, что у нас есть хорошая для этого база, да и в плане надёжности машина показала себя с хорошей стороны. Теперь я с нетерпением жду следующего этапа – тем более что он состоится у меня на родине в Брэндс-Хэтче".
А какие цели ставит перед собой команда на оставшуюся часть чемпионата? "Мы хотим ближе к концу сезона приблизиться к лидерам, — заявил Виктор Шаповалов в интервью "Чемпионат.ру". – Наша цель – хотя бы в одной из гонок попасть в первую десятку. Думаю, благодаря Джеймсу Томпсону, чей опыт будет неоценим при доводке новой машины, мы сможем добиться этого". На выполнение этой задачи у российской команды есть ещё пять этапов…
Ист-к