Карьера Хенри
Будущий "летающий финн" Хенри начал свою спортивную карьеру в картинге. Затем были гонки на «кузовах», где он стал обладателем Кубка Финляндии, после чего переключился на «Формулe-Ви», где также добился успеха, выиграв один из этапов Чемпионата Скандинавии. Затем финн перешел в «Формулу Супер Ви», выиграл этап Европейской серии и стал чемпионом Финляндии 1977 года. (Тут должен не согласится с автором этой статьи , мне не удалось найти упоминаний о его победе на этапе Европейской серии в 1977 году, зато в 1978 году на родной трассе "Кеймола" Хенри занял почетное третье место, кстати выступал он под 27 номером .
К сожалению, все это время для юного пилота была закрыта дорога в ралли. Сначала у него не было прав, затем, уже после получения, в течение первого года вождения он имел право ездить по дорогам общего пользования со скоростью не выше 80 км/ч и лишь к 19 годам Тойвонен получил возможность выйти на старт своего первого ралли. Первым большим выступлением стал выезд вместе со штурманом Антеро Линдквистом на «Ралли 1000 озер» 1975 года – к сожалению первая попытка не удалась, сход.
Через два года после дебютного выступления, Тойвонен сотворил сенсацию в своем втором старте на «Ралли 1000 озер» - он закончил гонку на пятом месте в «абсолюте»!
Следующее появление Хенри на мировой арене приходится на 1978 год. На этот раз за рулем Citroen CX 2400 финн выступил в Португалии и Греции. К сожалению обе гонки закончились для молодого пилота досрочно, однако он успел удивить многих своей скоростью. В числе «удивленных» оказались и представители раллийных команд-соперников. В результате, финн получил на домашнюю гонку в свое распоряжение «частную» Porsche, а для выступления в Великобритании – Chrysler. Результатом этих выступлений стал сход по технике в Финляндии и девятое место в общем зачете "РАК Ралли".
Под давлением своей семьи, считавшей уровень безопасности в кольцевых автогонках куда меньшим, чем в ралли, Хенри вынужден был полностью переключиться на ралли.
За этим последовали несколько выступлений в составе заводских и полузаводских команд на этапах чемпионата мира, Европы и Великобритании.
В 1980 году, после победы на "Арктик Ралли" финн приехал в Великобританию с тем, чтобы принять участие в гонках «Open series» в составе заводской команды Talbot, за которую выступали Ги Фрекелен и Рассел Брукс. В составе все той же команды финн продолжил выступать на этапах чемпионата мира.
Все в том же восьмидесятом году Хенри сменил штурмана, после чего одержал первую в карьере победу на этапе чемпионата мира, Хенри выиграл "Ломбард РАК Ралли"
В 1981 году Хенри Тойвонен подписал контракт о выступлении в чемпионате мира по полной программе с командой Talbot. И все бы хорошо, но автомобиль, на котором пришлось выступать Хенри, был морально устаревшим и не мог всерьез конкурировать с появившимися болидами группы Б...
Но, несмотря на явное отставание в техническом плане и постоянные проблемы с надежностью автомобиля, в тех трех ралли, в которых Хенри смог доехать до финиша, ему удалось занять второе место в Санремо и Португалии, а также пятое место в Монте-Карло. В этом же сезоне Тойвонен выступал с новым штурманом – Фредом Галлахером. Сезон увенчался победой Хенри на заключительном этапе чемпионата Британии - " Ралли Ауди Спорт Интернейшнл".
Новый, 1982 год ознаменовался для молодого финна переходом в "Ротманс Опель Тим Европ" – команду под управлением экс-пилота BMC (Mini Cooper) Тони Фолла и Дэвида Ричардса (экс-штурмана чемпионского экипажа 1981 года). Товарищами по команде для Хенри стали Вальтер Рерль, Ари Ватанен и Джимми МакРей. И даже в таком звездном коллективе Хенри не потерялся – за рулем Opel Ascona 400 он занял третье место в ралли Акрополис, пятое в Санремо и вновь третье на "Ломбард РАК Ралли". Более того, Тойвонен принял участие в одном из этапов британского чемпионата по кольцевым автогонкам «Формула-3» и финишировал десятым.
В 1983 году Хенри пересел за руль нового Opel Manta 400 (номинально – автомобиля группы Б), однако и эта машина не могла «угнаться» за могучими Lancia и Audi. Финн вновь показал отличный четвертый результат в Санремо и вновь проехал несколько этапов чемпионата Британии. Тойвонен стал также первым пилотом, кому удалось с первой попытки выиграть ралли "Манкс Трофи" – первая и последняя его победа на асфальте...
Самой удивительной гонкой сезона для молодого пилота стало французское ралли "Милле Пистес". Выступая на Opel Manta 400 финн лидировал на протяжении всей гонки, однако уже на середине гонки организаторы вдруг решили... запретить машины группы Б! В итоге, фактически финишировавший первым Хенри не выиграл гонку, а церемония награждения превратилась в фарс, когда экипажу Тойвонен / Галлахер вручили несколько утешительных призов.
В том же году Хенри вновь на время сменил кресло пилота раллийного автомобиля на кокпит кольцевого болида. На этот раз финн за рулем Porsche 956 команды "Кенон Рэйсинг" выступил в одном экипаже с Джонатаном Палмером и Дереком Беллом на восьмом этапе чемпионата мира в гонках на выносливость в Мюджелло. По итогам шестичасовой гонки трио заняло третье место.
В следующем году пришел конец отношениям Хенри Тойвонена с "Опель Тим Европ". Благодаря Дэвиду Ричардсу финн за рулем Porsche 911T проехал программу чемпионата Европы.
Несмотря на несколько пропущенных из-за проблем со здоровьем этапов, Хенри закончил чемпионат вторым с 369 очками, всего на 56 очков отстав от выступавшего на Lancia Rally 037 победителя серии Карло Капоне. Кстати, Хенри вновь сменил штурмана и теперь ему ассистировал Юха Пииронен (которого иногда сменял Ян Гриндрод).
Когда Тойвонену представилась возможность сесть за руль заводской Lancia он ухватился за нее обеими руками. Для уставшего от постоянных метаний руководства "Ротманс" и стремившегося к выступлению за рулем полноприводного автомобиля пилота предложение Чезаре Фиорио стало глотком свежего воздуха. Дебютом для Хенри стало ралли Португалии, затем он выступил в Греции и Финляндии, где занял третье место. Этого оказалось достаточно для руководства Туринской «конюшни», чтобы подписать с финном контракт на выступление в составе заводского коллектива в следующем, 1985 году.
К сожалению, первая половина нового сезона стала для новичка команды сплошным разочарованием – Хенри и его товарищу по команде Маркку Алену пришлось нелегко в борьбе с коллективами Peugeot и Audi. Проблемы заключались в том, что Lancia по-прежнему на большей части этапов чемпионата использовала заднеприводную модель Rally 037, а новейшая полноприводная Delta S4 находилась на стадии «детских болезней».
Тем не менее, Хенри, чье мастерство росло, показывал результаты все лучше и лучше – шестое место в "Монте-Карло", четвертое на ралли «1000 озер» и третье в "Сан Ремо". И это несмотря на то, что устаревшая Lancia Rally 037 не совсем подходила Тойвонену по стилю вождения.
Серьезной проблемой для Хенри стала авария на "Ралли Коста Смеральда". Финн не справился с управлением и врезался в кирпичную стену, при этом повредив три шейных позвонка. У Тойвонена всегда были проблемы с шейными позвонками – традиционная проблема всех раллистов – и эта авария отнюдь не улучшила положения. В течении четырех месяцев после аварии Хенри реабилитировался, приостановив тем самым свои выступления в гонках.
Другим разочарованием стало то, что новичок группы Б Lancia Delta S4 оказалась неконкурентоспособной во время своих разовых выездов на этапы чемпионата Европы. Новый автомобиль, бесспорно, был быстр, но вместе с тем был очень хрупким. По ходу сезона Lancia Delta S4 была основательно доработана, однако выступление на заключительном этапе чемпионата мира "Ломбард РАК Ралли" должно было стать азартной игрой – если она пройдет успешно, награды будут очень высокими...
И Lancia Delta S4 доказала свою состоятельность! Даже легендарная Audi Quattro A2 не смогла угнаться за двумя экипажами команды Lancia Martini. Хенри со своим очередным штурманом Нейлом Уилсоном (обычно ассистирующим Расселу Бруксу) одержал сенсационную победу – первую для финского пилота с 1981 года! А его более опытный товарищ по команде Маркку Ален занял второе место, но проиграл более юному земляку почти минуту. Вновь, как и в 1980 году, Тойвонен порадовал своим великолепным выступлением своих британских фанатов. Если бы они знали, что видят своего героя живым в последний раз…
1986 год начался для Хенри с победы на ралли Монте-Карло. И вновь в правом кресле машины сидел новый штурман – на этот раз вторым пилотом стал молодой и очень перспективный американец Серджио Кресто. После победы в Монте-Карло, экипаж сошел в Швеции из-за технических проблем, а затем команда Lancia Martini в полном составе прекратила свое участие в ралли Португалии после трагического инцидента, стоившего жизни нескольким болельщикам. Следующим ралли для финско-американского экипажа стало "Ралли Коста Смеральда", где Хенри удалось одержать очередную победу. Следующей победой должна была стать гонка во Франции – "Тур де Корс"...
До сих пор фанаты ралли обсуждают причины гибели талантливого пилота и его многообещающего штурмана. И до сих пор многие любители мирового ралли на вопрос о том, кто же для них является лучшим раллийным пилотом во все времена, называют одно и то же имя: «Хенкка. Хенри Тойвонен»...
У Хенри осталась жена Эрья и двое детей, Арла и Маркус. Серджио Кресто был холостым.
--------------------------------------------------------
Автор статьи: Игорь Тарасов
Источник: gp-smak.ru