Почти во всех классах подтвердилась неписанное правило Себринга. Для победы здесь нужна надежная машина, а быстрые автомобили обычно имеют обыкновение ломаться в самый неподходящий момент. Не зря стиральную доску местного асфальта считают одним из самых сложных испытаний на прочность для техники и спортсменов.
Вот и на этот раз первое место досталась тем, кто умудрился избежать серьезных неприятностей и провести дозаправки и смены пилотов, грамотно используя периоды желтых флагов. Старый «лев» в новых фирменных цветах борозды не испортил и сполна реабилитировался за прошлогодние неудачи.
Конечно, подобному невероятному результату поспособствовал провал заводских команд. Для Audi Sport прошедший марафон на Себринге стал, пожалуй, самой кошмарной гонкой за последнее время.
Молодежный экипаж с гордой единичкой на бортах выбыл из борьбы за победу в самом начале гонки. На машине Майка Роккенфеллера оказалась пробита шина, которая затем разворотила заднюю левую часть кузова. Механики быстро заменили антикрыло, но не удосужились проверить, не осталось ли обломков в районе колеса. Не успел Рокки проехать и нескольких кругов, как история повторилась, и прототип пришлось загонять в гараж на более продолжительный ремонт.
Последняя (десятая по счету) гонка для спортивного автомобиля Audi R15 стала крайне неудачной. Впрочем, задолго до заезда в команде заявили, что рассматривают марафон в качестве большого испытания широких передних шин. Особо высоких результатов, если верить предстартовым прогнозам, никто и не ждал.
Однако стоило сесть за руль Аллану МакНишу, как об этих рассуждениях все забыли. Это была настоящая битва, ничем не напоминавшая обычные тесты шин. После своей смены Аллану даже пришлось пояснить в телевизионном интервью, что он шел вовсе не так уж плотно к соперникам из Peugeot. Еще агрессивнее МакНиша провел свою смену представитель французской команды Энтони Дэвидсон, в своей фирменной манере обгонявший круговых прямо по траве.
Жаль, но все старания Дэвидсона оказались напрасными, так как вскоре Марк Жене не поделил дорогу с Ринальдо Капелло – два турбодизельных гиганта поковыляли в гаражи на ремонт.
В этот момент любители сенсаций уже предвкушали невероятную развязку. В гонке лидировал экипаж на новеньком купе Peugeot 908, но частники вовсе не собирались упускать свой шанс. Возможно, после детального анализа инженеры выяснят, что Западный автомобильный клуб Франции (АСО) недостаточно «придушил» старые двигатели, и у заводчан появится повод предъявить претензии, но заслуг команды Хью де Шонака это не отменяет. Без ошибок и оплошностей они, подгоняемые невероятно быстрым бензиновым прототипом HPD ARX-01e, продвигались к финишу.
Старый спортивный автомобиль 908 HDi FAP уже проверен на прочность асфальтом Себринга, а вот его сменщик свой экзамен не выдержал, и команде Peugeot Sport пришлось зазывать лидировавший экипаж на смену носового обтекателя. Подвел команду и Педро Лами, на круге выезда развернувший машину, после чего пришлось снова возвращаться к механикам.
Напряжение возрастало ближе к финишу. Очередной выезд автомобиля безопасности (нужно убрать обломки с трассы и очистить траекторию от песка) в лучших традициях американских гонок спрессовал пелотон. Николя Ляпьер снова лишился набранного по крупицам преимущества, а Симон Пажено оказался под натиском Франка Монтаньи. Так это трио, разделенное после 12 часов незабываемого гоночного спектакля всего сорока пятью секундами, и пересекло финишную черту.
Скорее всего, довольными оказались представители всех марок, оказавшихся на подиуме. Технический директор Peugeot Sport Бруно Фамен мог порадоваться за успех старого оружия. В лагере Oreca не сдерживали слез счастья, а в стане Highcroft смогли перевести дух – новинка от Уирта действительно едет. Конечно, во многом успех шасси HPD ARX-01e можно списать на грамотную тактику и блестящий состав пилотов, но машина в гонке снова показала блестящий темп. Если подопечным Дункана Дайтона удастся довести до ума конструкцию, впервые опробованную на трассе всего неделю назад, то в Ле-Мане от этой команды можно ждать сюрприза.
А категория LMP2 на этот раз не порадовала острой борьбой. Все свелось к тому, чья машина сломается последней. Преимущество в скорости команды Signatech-Nissan совершенно померкло на фоне технических неисправностей. Окончательно подкосили фаворитов проблемы с трансмиссией. Победить в гонке мог бы экипаж Кристофа Бушю, но на его купе Lola неожиданно отказал двигатель HPD. Так первое место досталось коллегам Бушю по Level 5, вступавшим на открытом прототипе той же марки. А представители LMPC сполна воспользовались поблажкой от организаторов гонки, позволивших оставить ограничители расхода воздуха большего диаметра, и впервые за долгое время опередили участников профессиональной категории LMP2. Для этого требовалось положиться на безотказность машин Oreca-Chevrolet и просто надежно прикручивать колеса на пит-стопах.
В классе GTE равных на этот раз не оказалось представителям RLL-BMW. Похоже, Энди Приол и Аугусту Фарфуш вовсе не разочарованы тем, что променяли чемпионат мира на выступления в ILMC, – разнообразных происшествий и контактной борьбы в одном только Себринге хватило бы на целый сезон 50-километровых спринтов WTCC. И, конечно, тут никто и никогда не додумается выпускать на трассу семейные переднеприводные седаны.
Даже коллизия с купе Jaguar, в которой поучаствовал один из экипажей в самом начале гонки, не помешала Мюнхену сделать дубль – очередная победа BMW в марафонских гонках в этом году. Фанатам остается только надеяться, что баварцы не исчерпали запас везения в самом начале сезона.
Сейчас, когда будущее программы M3 GT2 еще не решено, победа данной техники выглядит справедливой, ведь сражения Ferrari и Porsche будут идти и дальше, а гости, вроде BMW, придают этой «вечеринке» дополнительных красок.
Бобби Рейхол, управляющий команды RLL-BMW, записал на свой счет очередной достижение, так как ранее он уже становился лучшим на Себринге в качестве пилота. Стоит отметить, что на этот раз в Северной Америке выступает полностью европейская версия купе М3. Если первые образцы, участвовавшие в гонках ALMS, были построены по более либеральному техническому регламенту IMSA, то техника, победившая в 2011 году, полностью соответствует более жестким правилам АСО.
Кузова машин изготовлены на заводе в Регенсбурге, где строят все спортивные версии BMW M3 с 1986 года. Блок цилиндров на машине, естественно, серийный. Алюминиевую модель P65 V8 даже не потребовалось растачивать. В отличие от некоторых других марок, характеристики спортивного «сердца» опережают показатели гражданского мотора. Например, максимальная мощность равняется 500 л.с., что почти на четверть больше, чем у серийной версии.
Многие команды были недовольны тем, что на M3 коробка переехала к заднему мосту, а двигатель за счет этого удалось переместить ближе к салону. Однако в АСО закрыли на это глаза. В прошлом году машины BMW испытывали серьезные проблемы с аэродинамической эффективностью и могли претендовать на финиш в первой тройке только благодаря топливной экономичности. Как минимум на Себринге и со скоростью с самого начала было все в полном порядке. Возможно, дело в тесном сотрудничестве с шинниками из Dunlop, которых не уставал нахваливать финишировавший вторым Билл Оберлен. Здесь стоит упомянуть, что на некоторых этапах Grand-Am, даты проведения которых пересекаются с гонками ALMS, Билла в команде Turner может заменить Аугусту Фарфус.
Что касается дальнейших выступлений M3, то данная модель теперь вполне может ввязаться в спор Ferrari и Porsche в Европе. Первые намеки на это были сделаны еще на последнем этапе ILMC в прошлом году. Дубль на Себринге говорит о том, что команду Schnitzer-BMW завсегдатаям класса стоит опасаться.
А вот извечные дуэлянты на этот раз разочаровали своих поклонников. Марка Ferrari усилиями Трейси Крона смогла выиграть лишь в зачете GTE-Am после того, как у фаворитов из Proton-Porsche начались проблемы с техникой.
В основной категории представители обоих производителей выглядели вовсе не так уж уверенно. Новое купе Ferrari 458 порадовало скоростью, но огорчило уровнем надежности. Старая машина 430, оказавшаяся в распоряжении команды AF Corse (их новое оружие осталось в Европе, где совсем недавно прошло обкатку), не подвела, но выдержать темп лидеров на протяжении всего заезда не смогла.
А единственный серьезный претендент от Porsche в виде ударного экипажа Flying Lizard выбыл из сражения за подиум еще до середины гонки. После очередного рестарта Ян Магнуссен, воспользовавшись преимуществом своего купе Corvette в скорости на прямой, пошел на обгон перед последним поворотом и буквально прижал Порше Патрика Лонга к внутреннему барьеру. Немецкая машина запрыгала по кочкам и, вырвавшись из-под контроля пилота, боднула автомобиль Магнуссена. Больше всех в этой аварии пострадал представитель Extreme Speed Ferrari Йоханес ван Овербек, который не смог увернуться от развернувшихся соперников и отправился прямиком в стену. К счастью, его купе ударилось о защитный барьер из покрышек задней частью, и пилот не пострадал.
Конечно, есть категория болельщиков, которые смотрят гонки ради подобных зрелищных вылетов. Но, к счастью, есть и те, кто любит разбираться в технических аспектах, пытается анализировать ход даже самого скучного заезда. И это своеобразная плата за опасный труд спортсменов и работников трассы, героические подвиги механиков и наряженную работу инженеров. Двенадцать часов – срок достаточный для того, чтобы множественные факторы «организовали» на трассе настоящую спортивную драму. Настоящий автоспорт жив и бережно хранит свои традиции. Следующее действие спектакля пройдет в Арденнах на легендарной трассе Спа. А перед этим представители основного состава и большая часть массовки соберется на репетициях в Ле-Кастелле (LMS) и Лонг-Бич (ALMS). До кульминации очередного сезона остается менее трех месяцев.
Олег Стожков, фото endurance-info.com, motorsport-total.com