Mercedes-Benz GTR
Исторически сложилось так, что гонки спортивных автомобилей развивались в двух направлениях. В 20-30-х годах начали появляться спортивные гоночные автомобили, например Alfa Romeo 6C 1750 , ставшие производными от своих одноместных собратьев и далее жившие собственной соревновательной жизнью. В 60-70-х годах эти супероснащенные чистокровные рысаки как прототипы состязались за первенство в мировом чемпионате автомобильных марок. Некоторые машины существовали одновременно в двух ипостасях: в своей максимально облегченной версии большой Bentley, 4,5-литровый, с мотором соответствующего объема, в 1930 г. участвовал и в гонках серии Гран-при. Руководители автомобильных соревнований всегда стремились обуздать неуемную мощь больших автомобилей, организуя гонки и вводя классификации — в частности, для автомобилей, в той или иной мере подобных их дорожным прообразам. Возникли также отдельные категории для машин класса «Гран Туризмо» (GT), соревновавшихся бок о бок со спортивными автомобилями и прототипами, но преимущественно за победу в своем классе, а не в общем зачете.
Традиционно гвоздем сезона соревнований спортивных автомобилей считается 24-часовая гонка на выносливость на трассе Ле-Мана, на северо-западе Франции, хотя со временем того же статуса достигли и другие состязания, такие, как итальянские Мил-ле Милья и Тарго Флорио. В Великобритании наиболее богатая история у Турист Трофи. Неменьшее испытание для людей и машин предлагает 1000-километровая гонка на Нюрбургринге и 12-часовая на трассе Сибринга.
Как и в категориях одноместных машин, серия этапов составляет чемпионат. В сезоне 2000 г. в число чемпионатов входили Кубок мира среди спортивных автомобилей (Sports Car Racing World Cup), серия Американский Ле-Ман (American Le Mans Series/ALMS) и чемпионат FIA среди автомобилей класса «Гран Туризмо» (FIA GT Championship), последний «вырос» из чемпионатов GT1 и GT2, приковывавших к себе внимание любителей автоспорта в 90-х годах. В рамках этих серий существовало и существует деление машин — сегодня менее сложное, чем в 50-х, 60-х и 70-х годах, — по объему двигателя и степени трансформации стандартного автомобиля, так что в классе «Гран Туриз-мо» выделялись категории GT1, GT2 и GT3. Большинство этих машин не менее сложны и совершенны, чем болиды Формулы-1, а в прежние времена порой были и быстрее — например, Porsche 917, — отчасти за счет искусных регулировок и не в последнюю очередь благодаря полноценным кузовам, аэродинамические свойства которых значительно выше, чем у гоночных автомобилей с открытыми колесами.
Одно можно сказать определенно: конкуренция в гонках спортивных автомобилей класса GT гораздо менее ожесточенная, чем в Формуле-1, но и они являются сегодня в высшей степени профессиональными. Многие знаковые фигуры — например, Дерек Белл, Джеки Икс, Боб Уоллек — специализируются на относящихся к этой категории протяженных заездах. Эту категорию можно также считать «прибежищем» для покинувших «королевскую» формулу звезд Гран-при.
Mercedes CLK GTR/LM (1997-98)
Провал гоночной серии ITC оставил целую армию персонала, несметное число оборудования и огромные капиталовложения заводской команды AMG не у дел. Несомненно, что приход Mercedes в международные автогонки класса GT, вслед за командами Porsche, McLaren и Lotus, был лишь вопросом времени. Это произошло даже раньше, чем предполагалось. Несмотря на то, что выход нового автомобиля был запланирован лишь на ноябрь, дебют команды AMG состоялся уже в середине апреля, на первом этапе FIA GT 1997. Подобно команде Porsche, пришедшей в класс GT1 уже в 1996 году, Mercedes сделал это всего лишь на год позже. Технологии, отточенные еще на гоночных автомобилях Mercedes С-класса, и новая концепция класса GT позволили создать первый Mercedes со среднемоторной компоновкой. Атмосферный V12 двигатель выдавал 600 л.с. со своих 6-ти литров объема и устанавливался на автомобиль вместе с 6-скоростной секвентальной коробкой передач. Шасси было построено фирмой Lola Composites в Хунтингдоне. Результат, показанный Берндом Шнайдером на официальной квалификации в Hockenheim, был ошеломляющим – максимальная скорость Mercedes достигла 324 км/ч. Даже несмотря на то, что была построена дорожная версия гоночного автомобиля, Штутгардским производителям пришлось убеждать комиссию FIA внести поправки в существующий регламент, позволяющие Mercedes принять участие в чемпионате 1997 года.
И вскоре автомобили Mercedes (№10 и №11) появились на трассе. Первоначально оба автомобиля испытывали «болезни роста», которые не позволили им добиться значимого результата. Но интенсивное развитие и появление в FIA GT третьего автомобиля (№12) после гонки Le Mans (которую Mercedes пропустили в 1997 году), позволили заводской команде занять доминирующее положение в своей категории.
Топ-пилоты – Бернд Шнайдер, Клаус Людвиг и Алессандро Наннини, благодаря грозной махине AMG Mercedes-Benz, стали основными претендентами на титул в чемпионате, особенно после того, как они взяли три поула из четырех. Уже на четвертом этапе в Nurburgring Mercedes заняли 1-ое и 2-ое места, опередив ближайшего конкурента McLaren F1 GTR на целый круг. Успехи команды были ошеломляющими - Mercedes снова взяли 1-ое и 2-ое места на этапах в A1-Ring и Donington Park, Бернд Шнайдер выиграл этап в Suzuka, а Клаус Людвиг был первым на этапах Sebring и Laguna Seca. Команда Mercedes и Шнайдер (№11) стали чемпионами серии – Бернд опередил Клауса Людвига по очкам, победив в общей сложности на шести этапах, после того как ему приходилось пересаживаться со своего Mercedes на другой из-за технических проблем на этапах A1-Ring и Suzuka. В 1998 году FIA закрыла эту лазейку. Пилоты BMW-McLaren, Лехто и Сопер выиграли под занавес чемпионата этап в Mugello, но и этого им оказалось недостаточно, чтобы сохранить за собой корону.
Основной целью Mercedes на 1998 год был не только Le Mans, но и победа в чемпионате FIA GT. Два Mercedes образца 1997 года были переданы полузаводской команде Persson Motorsport, в то время как Бернд Шнайдер и австралиец Марк Веббер (№1), а также Клаус Людвиг и бразилец Рикардо Зонта (№2), выступали на усовершенствованных AMG Mercedes CLK GTR. Пилоты Людвиг/Зонта выиграли первый этап чемпионата – Oschersleben, а Шнайдер/Веббер – второй, Silverstone. После 24-часовой гонки в Le Mans, пилоты AMG пересели на Mercedes CLK LM, в то время как пилоты Persson Motorsport, Жан-Марк Гунон/Марсель Тиеманн (№12) и Кристоф Бошу/Бернд Мэйландер (№11) провели остаток сезона за рулем CLK GTR. За все десять этапов чемпионата ни один автомобиль ближайших конкурентов так и не смог придти к финишу первым, даже несмотря на то, что все они были так же надежны, как и Mercedes.
Mercedes и AMG потратили всю зиму 97/98, планируя свое возвращение в легендарную гонку 24 Hours Le Mans, где последний раз, в 1991 году, Михаэль Шумахер, Карл Вендлингер и Фриц Кройпоинтнер привели свой би-турбированный восьмицилиндровый Mercedes C11 к пятому месту в абсолюте. В 1989 году Mercedes выиграл эту классическую французскую гонку с точно таким же двигателем. Прообразом двигателя, установленным на CLK LM перед LeMans, послужил аггрегат М119 от S-класса, с которого сняли турбо-наддув и чей объем был увеличен с 4,9 до 5,9 литров. Шасси так и осталось от CLK, но лишь с некоторыми изменениями – переднюю часть автомобиля сделали еще более низкопрофильной, а передние крылья обрели воздухозаборники согласно требованиям ACO.
Как уже упоминалось выше, этап FIA GT, Silverstone, стал для CLK GTR последним под флагами AMG. Со стороны команды было мужественным решением заменить GTR на LM, даже вопреки тому, что оба Mercedes CLK LM (№35 и №36) потерпели неудачу на гонке LeMans. Несмотря на то, что в соперничестве с командами-одноклассниками Porsche, Toyota, Nissan, а так же с прототипами Porsche, BMW и Ferrari, Бернду Шнайдеру удалось завоевать поул, слетевший ремень гидроусилителя вызвал повреждение масляного насоса, что привело к повреждению двигателя всего лишь на 19 круге гонки. Часом позже Mercedes под управлением Бошу был вынужден сойти с дистанции по той же причине. Данное происшествие было самой серьезной неудачей Mercedes в 1998 году, если не учитывать случай с Веббером на этапе Dijon, когда прокол шины вынес его автомобиль на отбойники.
К концу сезона, Mercedes выиграл 10 из 10-ти этапов чемпионата FIA GT, из них шесть раз привозя команде дубль. Вылет Веббера с трассы на этапе Homestead не позволил Бернду Шнайдеру (№1) стать чемпионом во второй раз, титул уплыл в руки Людвига и Зонты. Гоночный сезон 1998 года был последним в карьере Клауса Людвига (№2), а победа в чемпионате стала достойным завершением его 29-летней карьеры автогонщика.
Став дважды чемпионом серии FIA GT, Mercedes сосредоточил свои силы над подготовкой автомобиля к предстоящему сезону 1999, дабы наравне соперничать с набирающими силу прототипами…
//gt.f1news.ru