IndyCar Series
Indy Racing League (сокращенно IRL, новое название IndyCar Series) — американская гоночная серия машин с открытыми колесами. IRL была создана в 1994 г. владельцем Индианаполис Мотор Спидвей Тони Джорджем, и проводит гонки с 1996 г. С 2008 г. серия высшего уровня среди гонок автомобилей с открытыми колёсами в США.
История раскола
1996—2003. IRL против CART
При создании IRL Тони Джордж ставил своей задачей решить проблемы, которые, по его мнению, мешали развитию Индикар. Так, он требовал перехода от дорогих турбодвигателей на атмосферные моторы на базе серийных блоков цилиндров, продвижение национальных гонщиков и гонки исключительно по овальным трассам в США.
Бренд «Индикар» был зарегистрирован им в 1992 г. и использован в названии новой серии. Как владелец трека в Индианаполисе Тони Джордж заявил, что 25 из 33 стартовых мест на старте Инди 500 1996 г. зарезервированы за пилотами его серии, оставив на долю команд CART всего 8 мест. Руководство CART объявило IRL конкурирующей серией и бойкотировало Инди 500, проведя одновременно с ней гонку US500 на овале в Мичигане. Однако прав на название Indycar CART уже не имел, и перешел к названию Champcar, договорившись с Тони Джорджем о неиспользовании им бренда Indycar до 2003 г.
Первый сезон состоял всего из 3х этапов, одним из которых была гонка Инди 500. Использовались старые машины CART, и уровень организации был очень низок, производители, поставлявшие моторы CART, отказались сотрудничать с новой серией. Кроме того, у новой серии оказалось сразу два чемпиона, Скотт Шарп и Базз Калкинс, поскольку оба набрали одинаковое количество очков.
Однако впоследствии Тони Джорджу удалось привлечь к сотрудничеству Дженерал Моторс, согласившейся поставлять атмосферные 8-цилиндровые, 4-литровые двигатели на базе блока цилиндров Олдсмобиль Аврора. Использовались более дешевые шасси — Lola, Dallara, G-Force. Также увеличивалось число этапов. В 2000 г. CART ослабил запрет на участие своих команд в Инди 500 и несколько команд этим воспользовались. Впрочем, лишь команды-лидеры могли похвастаться самоокупаемостью, остальным же командам Тони Джордж оказывал помощь за свой счет.
2003—2007. IRL против CCWS
В 2003 году когда серия CART объявила о банкротстве, владелец серии Тони Джордж пытался купить его активы, но не преуспел. Зато теперь серия выступала под названием Индикар, к Шевроле добавились Тойота и Хонда, а из «Чампкар» пришли новые команды включая Андретти-Грин Рейсинг. Тогда же в календаре появились и трассы дорожного типа, а также за пределами США — Тони Джордж все больше отходил от провозглашенной им же в 1996 году концепции серии. В 2004 году в серии появилась Даника Патрик — будущая звезда серии «Индикар».
Кроме того, в 2002 году стартовала серия поддержки Инди Лайт, в связи с чем надо было разделять главную серию Инди Рейсинг Лиг (IRL) от серии поддержки.
Но в 2005 году Шевроле и Тойота решили прекратить поставки двигателей — моторы Хонды имели серьезное преимущество, и рекламная отдача не оправдывала затрат. К тому же материнская компания Шевроле — Дженерал Моторс — испытывала финансовые затрудения и сокращала затраты. Тойота же решила полностью сосредоточиться на предстоящем дебюте в НАСКАР. Тогда же из серии ушел и Panoz, поставлявший шасси — машины 2005 года оказались неконкурентоспособными на овальных трассах. IRL де-факто стала моносерией.
2008. Indycar
Своего успеха он добился в 2008 г., когда CCWS, преемник CART, тоже обанкротился, а его команды были вынуждены перейти в IRL, ставшую, таким образом, единственной гоночной серией среди машин с открытыми колесами высшего уровня в США.
Сразу же были начаты проекты по изменению технического облика серии, в частности, введении турбодвигателей, как в старом Индикаре — новая серия собиралась полностью занять его место.
Регламент
Технический регламент
Шасси. В IRL используются более дешевые, нежели в CART шасси, средней ценою около 300 тыс.$. Кроме низкой стоимости при создании шасси предъявлялось еще требование повышение безопасности. Так впервые именно в IRL стало стандартным оснащением система поддержки головы HANS. Как и в Чампкаре, вес машины считался без пилота, однако с 2008 г. вес считается с пилотом, и составляет 709 кг на овальных трассах, и 743 кг на дорожных. Как и в Чампкаре, команды имеют машины различных спецификаций для овалов и дорожных трасс. Длина — 4870 мм, ширина 1990 мм. Несмотря на то, что сейчас Индикар является фактически моносерией, команды могут менять некоторые детали. Нынешние шасси имеют неоптимальную аэродинамику, производящую избыточную прижимную силу. По замыслу, это должно было замедлить машины и позволить аутсайдерам держаться ближе к лидерам. Однако попытки команд исправить положение приводят к тому, что при контакте машины нередко взлетают, подвергая серьезной опасности жизни гонщиков.
Двигатели. В отличие от CART в IRL используются безнаддувные моторы. Причем поначалу (с 1997 г.) они строились на базе серийного блока цилиндров — от Олдсмобиль-Аврора (V8, 4,0л) — и выдавали мощность около 600л.с. В отличие о CART моторы (стоимостью около 40 тыс.$) принадлежали самим командам, а не проставлялись в лизинг производителями. Однако затем, с приходом Хонды и Тойоты) было решено отойти от концепции использования серийного блока цилиндров и моторы стали чисто гоночными (V8, 3,0л), выдавая около 650л.с. В 2006 г. началось использование смеси Е10 (метанол с 10 % добавкой этанола), а на следующий год стал использоваться 100 % этанол, для чего Хонда увеличила его объем до 3,5л. После поглощения Чампкара руководство объявило об изменении технического облика серии с 2010 г. и возвращении высокофорсированных турбодвигателей объемом 2,0-2,2л, подобно тем, что использовались в CART. Топливные баки менялись несколько раз и сейчас их емкость равняется 22 галлонам (около 83,3л).
Спортивный регламент
Квалификация. В IRL используется две (а с Инди 500 — 3)квалификационные системы — для дорожных и овальных трасс. На дорожных трассах все гонщики участвуют в квалификационной сессии, после которой 6 лучших получают возможность пройти еще 1 круг, для определения окончательной расстановки первых 3 рядов. С 2008 г. квалификация на овальных трассах проходит также как и на Инди500 — по суммарному времени 4 лучших подряд кругов (2 попытки).
Гонка. На старте гонщики выстраиваются 2 рядами (за исключением Инди 500). Старт в гонке всегда дается сходу. Клетчатый флаг дается после прохождения всей дистанции или по истечении 2 часов с момента старта (за исключением Инди 500).
Очковая система. В IRL получают очки все вышедшие на старт гонщики. 50 очков получает победитель, 40 очков дается за второе место, 32 — за третье. Далее, с 4го по 17е место очки распределяются так — 28-26-24-23-22-21-20-19-18-17-16-15-14-13, с 18го по 26е место все получают по 12 очков, ниже 26го — по 10 очков. Дополнительно 3 очка получает гонщик пролидировавший в гонке наибольшее количество кругов. С 2009г. за наибольшее число кругов лидирования дают 2 очка, а 1 очко дают за победу в квалификации.
Чемпионы IRL
Обзорная фотография с овального трека )