Дакар-2012, финиш: слишком много вопросов...
Хотя «Дакар» порадовал увлекательной борьбой и любопытными результатами, хватило и неприятных сюрпризов. Особенно насторожило обилие скандалов и разборок...
Первый звонок прозвенел во время предстартового техкома, когда поначалу были допущены все участники на квадроциклах - а позднее из-за неоднозначного пункта технического регламента перевели во внезачетную категорию сразу семерых пилотов. В итоге, все европейские фавориты мгновенно оказались за бортом...
В мотоциклетной категории по-прежнему нет равных КТМ и его фирменным пилотам, испанцу Марку Коме и французу Сирилу Деспре - эта пара выиграла семь последних «Дакаров»! Правда, впечатление от их борьбы немного смазала история с пересчетом времени для Деспре, застрявшего в грязевой ловушке. Но решающую роль в этом сражении все-таки сыграли не судейские решения, а две навигационные ошибки Комы ... После таких осечек 45 минут штрафа испанца за повторную замену двигателя уже ничего не решали.
Кто в ближайшее время потеснит Деспре с Комой? Или они еще долго будут разыгрывать между собой победы на «Дакарах»? Хотя можно вспомнить несколько достойных кандидатур - в этом году действительно впечатлили Хоан Барреда Борт (Husqvarna) и Стефан Свитко (частник на КТМ). Испанец четырежды финишировал на этапах в тройке лучших, а словак стал пятым в общем зачете, да еще и без замены двигателя!
В зачете квадроциклов латиноамериканцы (точнее, аргентинцы) уже третий год подряд исправно выносят всех в одни ворота. Причем на высшей ступени подиума непременно оказывается кто-то из клана Патронелли - либо Алехандро, либо Маркос. А сейчас аргентинцы вообще полностью оккупировали подиум. Может, европейцам через год удастся наконец-то отыграться?
Стефан Петерансель уже навечно вошел в историю «Дакара» - только ему и Юберу Ориолю удавалось выиграть этот марафон как на мотоцикле, так и за рулем автомобиля. Еще Стефан обладатель трех абсолютных рекордов: десять выигранных в сумме «Дакаров»; шесть побед на мотоцикле (1991, 1992, 1993, 1995, 1997, 1998); четыре на автомобиле (2004, 2005, 2007, 2012) - правда, последнее достижение француз делит с легендарным финном Ари Ватаненом (1987, 1989, 1990, 1991). Но у Стефана еще есть возможность стать единоличным лидером...
Похоже, Петеранселю остается только пересесть на грузовик и попробовать выиграть «Дакар» уже в трех разных категориях. Уж такое достижение точно мало кто сумеет повторить! А почему бы и нет? Ведь Пьер Лартиг, трижды побеждавший на «Дакарах» на Citroen ZX Rallye Raid, в 1995 году стартовал на Master Rallye за рулем КАМАЗа и стал вторым - обыграв при этом Владимира Марченкова и самого Карела Лопрайса! Интересно было бы пофантазировать на тему Петеранселя на КАМАЗе или IVECO...
Порадовал колоссальный успех Леонида Новицкого, выступающего с опытнейшим немецким штурманом Андреасом Шульцем (дважды выигравшим «Дакар» - с Юттой Кляйншмидт и Хироши Масуокой) - челябинец финишировал четвертым, что стало наивысшим достижением представителей России в зачете автомобилей! При этом Леонид выиграл стартовый этап, а позднее дважды финишировал в тройке лучших.
Триумф X-raid и его экипажей на Mini All4 Racing сенсацией не стал - все-таки подопечным Свена Квандта нет равных во всех отношениях. Зато по-настоящему поразили Нассер Аль-Аттия и Робби Гордон, которые на своих заднеприводных супер-багги Hummer H3 до последнего бились с немецкой командой и выиграли пять этапов! Обидно только, что Нассер сошел из-за вечных неполадок (да еще и, судя по всему, рассорился с Гордоном), а Робби находится под отложенной дисквалификацией и в любой момент может лишиться пятого места...
Не меньшее восхищение вызвал успех Гиниэля де Вильерса, который на пикапе Toyota Hilux стал третьим - совершенно фантастический результат в дебютной для автомобиля гонке! Между прочим, это был первый за три года подиум для экипажа на бензиновой технике - в нынешнюю эпоху засилья турбодизелей в последний раз подобного успеха добился Робби Гордон на Hummer H3 в 2009 году. Дополнительным украшением к триумфу де Вильерса стало также шестое место аргентинца Люсио Альвареса на аналогичном Toyota Hilux!
Наверное, чуть ли не больше всего эмоций было в грузовом зачете, где лишь второй раз за последние десять лет победил не камазовский экипаж. На этот раз успеха добился голландец Герардус де Роой на капотном IVECO Powerstar Torpedo, повторивший достижение своего отца Яна, выигравшего «Дакар» в 1987 году на уникальном двухмоторном прототипе DAF Turbo Twin II. А двоюродный брат Герардуса, Ханс Стейси (победитель гонки 2007 года) обеспечил голландской команде Team de Rooy победный дубль.
Для российской команды КАМАЗ-Мастер, резко омолодившей свой состав, нынешний «Дакар» стал самым сложным за последние десять лет. Невразумительная история со снятием Эдуарда Николаева; проблемы с новыми двигателями, выбившие из гонки Айрата Мардеева; многочисленные проколы и потери времени... Настоящим лидером команды стал Андрей Каргинов, в этой ситуации сумевший выиграть два этапа и подняться на четвертое место. Кроме того, КАМАЗ все же не остался без подиума - третьим финишировал Артур Ардавичус из казахской Team Astana!
Однако впечатление от нынешнего «грузового» поединка было резко испорчено возникшими разговорами о нечестной игре Team de Rooy, подготовившей IVECO Powerstar де Рооя с явными нарушениями технического регламента (в частности, с увеличенным до 420 мм ходом подвески - вместо допустимых 300 мм). Но дальше словесных обвинений в мошенничестве дело не пошло - ни официальных запросов, ни протестов не было...
Сколько же участников сумели добраться до перуанской столицы? Из 178 мотоциклистов финишировали 97 - то есть больше половины. В зачете квадроциклов (если считать и «внезачетных» участников) всю дистанцию преодолели 12 гонщиков из 30. Крепко досталось автомобилистам, чьи ряды поредели наполовину - гонку завершили 78 экипажей из 161. Самый лучший показатель же принадлежит грузовикам - на финише появились 60 машин из 74, то есть более 80 процентов!
Источник: almrally.ru