Острая борьба за титул чемпиона среди пилотов турингкаров до самой последней гонки стала визитной карточкой WTCC, а разнообразие машин и разный уровень пилотов вкупе с новыми трассами в календаре обещали продолжение увлекательного зрелища и в 2010 году. В чемпионат пришла новая система начисления очков для первой десятки на финише — аналогичная той, что была введена в Формуле-1.
Однако ещё до старта первой гонки сезона чемпионат понёс первые потери: невнятно объяснив свой уход, исчезла из пелетона Lada, а потом объявила о прекращении своего участия заводская команда SEAT. И если испанцы бросили силы на поддержку коллектива SR-Sport, то представители российской марки покинули трассы мирового туринга полностью.
У других марок межсезонье прошло куда более позитивно. В заводской команде BMW царила стабильность – коллектив Барта Мампея предпочёл сохранить свой основной состав в лице трехкратного чемпиона Энди Приоля и его верного оруженосца Аугусто Фарфуса. А в Chevrolet, напротив, наметилось расширение штата — к Роберту Хаффу и Алену Меню присоединился чемпион сезона-2008 Иван Мюллер. Лидеры SR-Sport, Team RBM и Chevrolet плюс обширный состав независимых пилотов и обещанные визиты на отдельные этапы гостей из других чемпионатов и простых "частников" держали болельщиков в предвкушении интереснейших сражений на автодромах, среди которых тоже не обошлось без изменений.
В календаре появились два новых (для WTCC) трека – бельгийский "Зольдер" и португальский "Портиман", а знакомая пилотам трасса в Пуэбло в последний момент была вычеркнута из списка раундов. По официальной версии, из-за невозможности организаторов обеспечить безопасность участникам и гостям этапа. Таким образом, между первой и второй гонками образовался очень даже большой месячный промежуток.
Впрочем, даже это не смогло внести интриги в начальную стадию сезона – к июльской гонке в Португалии победы между собой делили Иван Мюллер (Chevrolet), Габриэле Тарквини (SEAT) и Энди Приоль (BMW), а остальные довольствовались разве что финишами в очковой зоне да визитами на подиум, если у лидеров случались ошибки или проблемы с техникой.
Примечательный в плане неурядиц с машинами вышел второй этап на скоростной итальянской "Монце". Повышенный износ шин сыграл злую шутку с особо рьяно атаковавшими гонщиками, и сенсационную победу едва не одержал "частник" Норберт Михелиц, который также столкнулся с техническими проблемами и не сумел расширить трио победителей этапов WTCC-2010 до квартета. Удалось это Тьяго Монтейро, который на своей домашней гонке сумел выиграть первый заезд.
Португальский этап стал своего рода переломным моментом в ходе сезона. Судьи, лояльные прежде к командной тактике (когда пилоты одного коллектива или одной марки без борьбы пропускали своего "первого номера" вперёд и, напротив, всячески оттормаживали соперников), стали выписывать предупреждения за подобные маневры. Контакты на трассе также начали подвергаться пристальному изучению у стюардов. Излюбленную манеру Энди Приоля опуститься, отдав соперникам места, на восьмую позицию, чтобы стартовать с поула во втором заезде уик-энда, также взяли под наблюдение.
Результаты ужесточения правил стали видны уже в Брэндс-Хэтч, где по итогам второй гонки судьи наказали Алена Меню за умышленную потерю позиций в первом заезде. За этот проступок ко времени швейцарца добавили 30-секундный штраф, который отбросил его за пределы очковой десятки, а сам гонщик был признан виновным в нарушении 151-й статьи Международного спортивного кодекса FIA "Любой обман или действия, нарушающие интересы спортивного борьбы или автогонок в целом". Впредь желающим так легко заработать выгодную стартовую позицию в следующей гонке придётся быть изобретательнее… Но, безусловно, соревновательной части WTCC это пойдёт только на пользу – согласитесь, гораздо интереснее наблюдать за сражением, чем с безвольным пропусканием соперников вперёд.
И если затягивание поясов в части стратегии было ожидаемым, то изменения в правилах начисления весового гандикапа и системе начисления очков независимым пилотам стали абсолютным сюрпризом для всех.
Невольным виновником этих реформ стал действующий чемпион британского туринга Колин Тёркингтон. Не найдя возможностей для полноценного выступления в родном BTCC, но получив поддержку для трёх стартов на отдельных этапах мирового первенства, гонщик рванул с места в карьер. Уже после четырёх гонок в WTCC британец заработал столько очков, что поднялся в Yokohama Independents Trophy сразу на вторую позицию. Основной же заслугой Колина можно назвать поистине уникальное достижение: один гонщик за два этапа сумел спровоцировать серьёзное изменение правил посреди чемпионата!
Неплохое выступление в Португалии и двойной финиш на высокой позиции в абсолютном зачёте у себя на родине принесли британцу массу очков, которые в сумме с баллами за поул-позицию, быстрейший круг и победу среди независимых пилотов позволили гонщику EBay Motors резко улучшить своё положение среди "частников". До Брэндс-Хэтч лучшим результатом за этап были 13 очков Серхио Эрнандеса в Зольдере, а Тёркингтон сумел за пару гонок заработать сразу 56 баллов.
Ранее за каждое очко в общем зачете WTCC "частник" получал дополнительный балл в копилку трофея "Йокогама". С новой системой начисления очков FIA независимые туринговые пилоты получили возможность теоретически заработать ещё 25 очков в случае максимально удачного заезда вместо прежних 12 баллов. В предыдущие сезоны если "частнику" удавалось финишировать в числе первых восьми пилотов, то за каждое заработанное в общем зачете очко он получал три в зачёт независимых пилотов.
После этапа в Великобритании организаторы серии решили вернуться к прежней системе начисления очков — максимум 12 дополнительных баллов за финиш в очковой зоне абсолюта плюс по одному бонусному очку за поул-позицию и быстрейший круг. Этот принцип будет использоваться во всех оставшихся гонках WTCC-2010 за исключением уик-энда в Макао, где частным пилотам будут добавляться двойные баллы.
В Британии же стало ясно, что на некоторых трассах из-за послаблений в балласте "старые" болиды имеют солидной преимущество в скорости над самыми свежими спецификациями машин. Это явно продемонстрировал пресловутый Тёркингтон, прыть которого стала поводом для отмены весовых "льгот". Сказать, что это решение наравне с урезанием очков вызвало негодование у независимых пилотов, значит не сказать ничего. И это понятно, ведь перекраивание посреди сезона правил — мера отнюдь не самая логичная. Но поделать с этим участники ничего не могут, с этой каруселью им приходится мириться. Вот уж воистину, порядок — это хаос, к которому привыкаешь. Организаторы придерживаются другого мнения – совершенствовать правила никогда не поздно. А самого Тёркингтона, от греха подальше, и вовсе исключили из зачёта независимых пилотов.
Как бы то ни было, позади уже семь этапов. Три победы одержал Иван Мюллер, четыре выигранных гонки на счету Габриэле Тарквини, пять финишей на первом месте у Энди Приоля, и за восемь заездов до конца чемпионата эту тройку разделяет всего 16 очков. Математические шансы на титул чемпиона сохраняют ещё несколько гонщиков, а это значит только одно: несмотря ни на что World Touring Car Championship остаётся захватывающей гоночной серией.