Как чемпион мира в F1 и богатый человек, прекрасно обеспеченный на всю свою жизнь, Райкконен не обязан ничего никому доказывать и с безупречностью шахматного игрока просчитывать каждый свой последующий шаг - у него есть завидная возможность следовать желаниям своего сердца.
- Гоняться в ралли всегда было большой мечтой , с тех времен, когда я был маленьким мальчиком, и теперь у меня есть возможность жить в моей мечте. Как много людей могут сказать о себе тоже самое?
- Автоспорт в наши дни настолько коммерциализирован и психологически утомителен, что многие даже забывают про те причины, по которым они в этот спорт когда-то пришли. А ведь гонки - самое увлекательное дело, которым только можно заниматься в жизни. В этом смысле , этот год для меня – один большой праздник, - говорит Райкконен.
И он, кажется, искренне наслаждается каждым моментом в ралли.
- Также было и тогда, когда я начинал в F1. И мне никогда не было скучно в Формуле, но я так долго этим занимался, что это начало превращаться в рутину. Ралли стало для меня блестящей опцией , и именно в тот момент, когда мне необходим был новый вызов.
Может быть, более тщательный анализ выступлений Райкконена в ралли все еще не дает повода для хвалебных заголовков в прессе, но зато легко верится в то, что Кими присоединился бы к словам Тапио Раутаваара (известный финский поэт, композитор , певец , актёр и спортсмен), который сказал (точнее, спел): "Я бы не хотел изменить ни одного дня в своей жизни".
Что ж, самое большее, разве что, тот один день в Мексике ...
Там Ситроен Кими совершил серию рискованных переворотов вниз, по склону холма; это случилось в пятницу, и, что самое неприятное, машина не подлежала восстановлению. Два дня ралли – и так много драгоценных километров – в один момент ускользнули из-под носа, как песок сквозь пальцы.
Тем не менее, на все это нужно смотреть чуть шире, не ограничиваясь одной отдельно взятой пятницей и одним вылетом. Ари Ватанен в начале своей карьеры частенько делал “крыши” , также было и с Маркусом Гронхольмом. Оба учились на своих ошибках, а остальное уже история.
Гронхольм принял участие в своем первом ралли в 1989 году. Он стал чемпионом 11 лет спустя.
Кими стал полноценным раллийным гонщиком менее 6 месяцев тому назад.
Вылет в Мексике не будет единственным. Да он и не должен им быть.
Правильным курсом.
Благодаря своим достижениям в F1 (чемпион мира, 18 побед, 62 подиума, 16 поулов, 35 БК и 579 очка) значительная часть зрительской аудитории имела абсолютно нереалистичные ожидания в отношении того, на что способен Кими в ралли. Эксперты понимали ситуацию лучше; два, три ралли и попадание в очки в первой половине сезона , с их точки зрения, было бы уже хорошим результатом.
И Кими сделал это. В Швеции и Мексике он не удержался на дороге, но в Иордании им был взят верный курс.
Год назад Себастьян Ожье, который гонялся в ралли с самых юных лет, пришел в WRC.
- Я бы никогда не поверил, что это будет так трудно. К счастью, Ситроен верил в меня и в ходе заключительной части сезона я заметил, что сильно продвинулся вперед, - сказал
недавно в интервью Ожье.
Сегодня он – победитель Ралли Португалии, и следующие три гравийных гонки он проведет рядом с Себастьяном Лёбом.
Кими , повторим это еще раз, - новичок, который все еще учится, и он по-прежнему является вторым в истории F1 пилотом, который набрал очки в WRC. Карлос Ройтеманн дважды приехал 3-им на своем домашнем ралли (в 1980 и 1985 годах). Первый раз Ройтеман проиграл 47 минут Вальтеру Рёрлю, ехавшему на точно такой же машине, а пять лет спустя он уступил 31 минуту другому своему напарнику, Тимо Салонену.
В Турции Кими был 5-ым, в 7 минутах позади Лёба. Отставание от Лёба в Иордании составило 12,5 минут, а в Португалии от Ожье – 11,5.
Я не думаю, что кто-либо может утверждать, что Ройтерманн был бы более талантливым и быстрым, как раллийный гонщик, чем Райкконен.
“Если бы это было легко..”
Каждый спортсмен, выступающий на высочайшем уровне, знает, что потери закаляют намного больше, чем победы.
- Ралли – невероятно требовательный вызов. Я должен адаптироваться к новому стилю пилотирования машины, научиться настраивать машину, причем совершенно иным образом, чем в F1, и научиться слушать заметки темпа. Мои уши за очень короткие промежутки времени принимают огромный объем информации - не враз научишься эффективно и безукоризненно ее обрабатывать. Но если бы это было легко, то каждый мог бы это делать, - подытоживает Кими.))
В F1 у Кими была ситуация, когда значение имеют только победы или поражения. Все или ничего. Небольшие достижения в ралли сейчас значат намного больше.
Его цели в ралли , на самом деле, просты. Финишировать так часто, как только возможно, проехать максимальное количество километров и развиваться. Времена на отдельных допах в некотором смысле не столь важны, хотя когда эти времена конкурентоспособны, это укрепляет веру в собственные силы. Тоже самое относится и к результатам ралли. Ралли – не традиционный вид спорта, где всегда побеждает самый быстрый, самый талантливый и самый сильный, тут вы можете оказаться на неожиданно хорошей позиции просто пилотируя в определенном ритме, при наличии удачи на вашей стороне. И, с другой стороны, вы можете потерять несколько мест при самом блестящем пилотаже.
- Это просто трудно, настолько, насколько я и ожидал. Я и не думал, что в одну ночь стану победителем.. Даже Лёб не смог бы этого достичь в F1. У большинства гонщиков нетерпеливый характер, и они хотят всего и сразу, но когда вы начинаете что-то с нуля, вы должны быть способны контролировать такие чувства.
- Ралли – особенный вид спорта в том смысле, что чем больше вы учитесь, тем меньше вы знаете!)) Как только вы воображаете себе, что разрешили одну проблему, как тут же понимаете, насколько лучше это можно сделать, в дальнейшем.))
- Опыт в ралли означает все. Я уже чувствую себя намного более уверенным на допах, когда проезжаю их во второй раз, потому что я знаю дорогу.
F1- это история
Райкконен натягивает свою редбулловскую кепку так низко, что она закрывает его глаза – даже во время облачной погоды)), как будто, тем самым, посылая всем чрезмерно мешающим ему факторам (главным образом, представителям масс-медиа) сигнал о том, что он хочет сконцентрироваться на существенных вещах. Он исключительно амбициозный гонщик, как и все великие чемпионы, и он ненавидит поражения, как чуму.
Кими знает, что путь к самой вершине вполне может быть слишком долгим, но он не хочет, чтобы когда-нибудь, после, он испытал сожаление от сознания того, что не отдал тому делу, которым он сейчас занят, всего себя, без остатка. Не существует “вчера”. Не существует “завтра”. Есть только этот , настоящий , сегодняшний день.
И Кими живет жизнью раллийного гонщика, каждой клеткой своего тела, и не думает ни о чем другом.
- Во время ралли Иордании кто-то сказал, что в этот уикенд в Малайзии проходит ГП F1. Я даже не помнил об этом.
F1 – это история для Райкконена (представляю самый мирный из возможных ответов кфф на это - ага, три раза размечтались! ). Яркий, доставляющий удовольствие , полезный (и , не удержусь от отсебятины - вознагражденный титулом!) опыт, но, возможно, эта страница его жизни уже перевернута. Слухи о его возвращении в F1, перемалывавшиеся всю весну и начало лета, после подписания контракта Марком Уэббером немного успокоились.
И что еще более существенно, сам Кими был вынужден находиться под постоянным перекрестным огнем репортеров, повторявших свои вопросы, как попугаи, и должен был напоминать им снова и снова, что он не скучает по F1. Он не отвергает возможность возвращения, но в тоже время не намерен постоянно “пережевывать” эту тему.
- Мне действительно нравится мир ралли. Здесь все более спокойны и дружелюбны, и здесь я могу быть самим собой.
- В данный момент я на 100% раллийный гонщик. Я не думаю о прошлом или о будущем, хотя люди продолжают спрашивать меня об этом все время. Конечно, я должен решить в какой-то момент, что делать дальше, но это произойдет чуть позже, ближе к концу сезона в WRC. Я должен внимательно рассмотреть мои возможности в ралли, прежде чем принять какое-либо решение.
В тени Джима Кларка.
Каким образом следует оценивать уровень выступлений Кими в ралли?
Наиболее опытные эксперты углубляются в историю.
В 1966 году ЧМ F1 и победитель 500 миль Индианаполиса Джим Кларк участвовал в RAC-ралли. Дебют шотландца был впечатляющим. Он трижды устанавливал быстрейшее время, был 2-ым на 8 допах, 23 раза оказывался в первой пятерке и был близок к успеху, пока не перевернул свою машину на 45-ом допе.
Особенно британцы любят сравнивать и хвастаться, когда сопоставляют выступления Райкконена с удивительным дебютом Кларка.
Он – не Кларк, бормочут наиболее скептически настроенные эксперты, когда речь заходит о Кими.
Сравнение бесполезно и не дает никакого результата.
Прежде всего, тогда была совсем другая эра, и машины F1 и WRC были намного ближе друг другу по техническим характеристикам. Затем, Кларк обладал почти сверхчеловеческим природным талантом; многие до сих пор считают, что он был лучшим гонщиком в F1, на все времена.
Кими – просто один из чемпионов F1. Не более, но – совершенно определенно! - не менее (да ладно, без вопросов, по практически всеобщему признанию, самый талантливый, в своем поколении ).
Еще не пришло время сравнивать.
Подождите немного. Год или два.
В следующем сезоне в WRC получают новую жизнь машины S2000, которые, как считается, должны будут подчеркнуть природные таланты пилотов.
А это очень походит Кими.
Точно также как и серьезный взгляд - очень подходит его лицу.