Райкконен: говорить о борьбе за подиум ещё рано
В преддверии нового сезона ралли звёздный новичок WRC Кими Райкконен дал сразу два интервью — официальному сайту чемпионата и каналу Motors TV. Финн поделился планами на 2010 год.
— Кими, каковы ваши цели на предстоящий сезон?
— В первую очередь нам предстоит многому научиться. Мы приняли участие в Ралли Арктики, и это определённо поможет нам в Швеции. Нам надо стараться изо всех сил, учиться так быстро, как только можно, и надеяться на несколько хороших результатов.
— Вы нервничаете или с нетерпением ждёте начала?
— У меня пока что не очень большой опыт. За свою раллийную карьеру я пока проехал всего пять ралли, и это будет захватывающий год — ездить на гонки, смотреть, как всё работает, пытаться показать хороший результат. Но для меня здесь столько нового, что неизвестно, чего можно ожидать.
— Но как всё идёт на данный момент?
— Ну, мы проехали одно ралли в прошлый уик-энд, и оно было трудным, но это был полезный опыт. Мы получили больше информации и теперь примерно представляем, чего ожидать в Швеции. Я работаю с отличными людьми, и мне надо просто набрать больше опыта в вождении в различных условиях и в работе с машиной и командой. Но пока что всё идёт отлично.
— Вы будете расстроены, если не попадёте на подиум в этом сезоне?
— Я не знаю, потому что говорить об этом слишком рано. Как я уже сказал, нам надо многому научиться. Надеюсь, что в какой-то момент мы сможем стать действительно быстрыми. Но в настоящий момент я не знаю, чего ожидать.
— Чего вы ждёте больше всего в этом сезоне?
— Всего. Для меня всё в новинку, всё отличается от Формулы-1. На этом этапе всё захватывает, и не имеет значения, куда мы едем или чем занимаемся.
— Все ожидают, что вы будете очень хороши на асфальте, на гравии вам будет сложнее, а труднее всего вам будет на снегу.
— Да, я бы сказал, что снег — самое сложное покрытие. На нём надо быть очень точным, гоняться по снегу трудно. Гравий для меня стал сюрпризом в прошлом году. Я проехал одно ралли на гравии, и мне он показался больше похожим на асфальт, чем на снег. Если выбирать между снегом, гравием и асфальтом, то последний должен быть легче других покрытий, но пока что я не провёл ни одного теста на асфальте с новой машиной, так что говорить об этом рано.
— Можно ли говорить, что вы сможете побороться за победу на асфальте? Или не всё так просто?
— Нет, не всё так просто! (Смеётся). У моих соперников большой опыт выступления в ралли на различных машинах и в различных условиях, так что я просто надеюсь, что мы сможем добыть несколько хороших результатов в этом году. Мы постараемся выступить как можно лучше, а там посмотрим.
— А что вам больше всего нравится в управлении раллийной машиной?
— Меня захватывает сам вызов. В ралли существует так много факторов — различные условия, различные дороги и покрытия, — что это всегда большой вызов. Когда вы выезжаете на спецучасток, от одного поворота до другого всё может сильно измениться, и это создаёт отличные ощущения от управления автомобилем. Можно многому научиться. К примеру, в ралли вы можете столкнуться с тремя разными вариантами погодных условий. В Формуле-1 такого нет.
— Как вы собираетесь прибавлять в скорости на машине WRC?
— Нужен опыт, много практики и тестов. Для этого требуется время, но я думаю, что ключевым фактором будет прохождение как можно большего количества километров. Также мне надо продолжать учиться составлять легенду трассы и очень хорошо слушать, что говорит штурман. Это главное.
— Вы говорили, что для вас самое сложное — легенда трассы. А в чём именно трудности — в составлении или прочтении?
— Трудно и то, и другое. Пока что разделять их рано. Для начала, чтобы составить легенду, нужно проехать трассу, чтобы пометки получились именно такими, как ты хочешь, и чтобы в точности знать, каким будет следующий поворот. На это требуется время, и чтобы этому научиться, нужен опыт в ралли. Если вы составите свои дорожные пометки неверно, то не сможете проехать так быстро, как должны. И, конечно же, надо очень внимательно слушать, а иногда гонщик слишком увлекается вождением и меньше внимания обращает на штурмана, из-за чего и допускается большинство ошибок.
— А что скажете о работе с "Ситроеном"? Каково вам работать во французской команде с французскими инженерами?
— Как я уже говорил, я работаю с отличными людьми и думаю, что это правильное место для начала моей раллийной карьеры. Пока что мы встречались с командой всего несколько раз и провели одно ралли, так что нам надо больше времени, чтобы понять, кто чего хочет и как все работают. Но пока могу сказать, что это отличная команда. Здесь всё организовано не так, как в Формуле-1, и я получаю удовольствие. Будет приятно отправиться на следующее ралли.
— Вы можете сравнить WRC и Формулу-1?
— Это два совершенно разных мира. Гонки сами по себе разные, и люди здесь другие. На презентации сезона, где все собрались вместе, отношения между людьми и командами более открытые и простые, и это очень приятная вещь в ралли. Также есть чувство, что сейчас этот спорт развивается. Видимо, у них были трудные времена, но, судя по всему, сейчас всё становится лучше, и в ближайшие годы ралли может стать ещё популярнее. Это сильный чемпионат.
— Вы серьёзно настроены насчёт ралли?
— Да. Я не пришёл бы сюда, если бы у меня не было серьёзных намерений. Каждый раз, когда я начинаю что-то новое, я хочу учиться и стараться показать как можно более высокий результат. Выступление в WRC будет большим вызовом для меня, и я с нетерпением жду этого.
— Я думаю, люди не совсем понимают, насколько отважен ваш поступок. Вам понадобится много усилий, чтобы адаптироваться в WRC, ведь это совсем непросто.
— Да, как я уже говорил это, вероятно, самый большой вызов в моей карьере и в моей жизни, но я всегда хотел попробовать ралли, и наконец-то мне предоставилась отличная возможность. Я надеюсь, что всё получится и в будущем мы сможем бороться за хорошие результаты. Но для этого потребуется время, мне надо набраться опыта и многому научиться.
— Есть какие-то ралли в этом году, которых вы особенно ждёте?
— С этим автомобилем всё для меня будет в новинку в этом году. Я лишь немного знаком с Ралли Финляндии, и этот этап должен быть самым лёгким для меня, но в прошлом году я уже понял, что там коварная трасса. Асфальтовые ралли также должны быть приятными: я с нетерпением жду момента, когда увижу, как машина будет управляться.
— А что насчёт возвращения в Формулу-1? В какой момент в этом году вам надо будет принять решение относительно того, чем вы будете заниматься в сезоне-2011?
— Я не устанавливал для себя никаких сроков. Посмотрим, как всё будет идти. Мне действительно нравится в ралли, и если всё будет идти так же хорошо, то я, может быть, останусь. А может, и попробую что-то другое. Пока что у меня нет никаких планов и никаких дэдлайнов. Посмотрим, что произойдёт.